По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Когнитивные навыки руководителя: системное мышление, гибкость, креативность

Канарейко Диана Александровна ассистент кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, 628412, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, просп. Ленина, д. 1, E-mail: kanareiko_da@surgu.ru

Три года назад в рамках проведенного к Давосскому экономическому форуму исследования специалисты включили когнитивную гибкость в число десяти навыков, которые будут наиболее востребованными в 2020 г. Очевидно, что возникла необходимость дать этому понятию более четкое определение, чтобы практики могли использовать его для отбора и обучения персонала. Примерно столько же верили в тренинги. Цель исследования — представить новые подходы к пониманию когнитивной гибкости, а также основные навыки эффективного руководителя, чтобы уметь быстро переключаться с проблемы на проблему, быть способным одним мыслительным актом охватить сложный объект с учетом его внутренних взаимосвязей, а также генерировать оригинальные идеи и решения.

Литература:

1. Mun M.V., Berdibayeva S. K., Sakhiyeva F. A., Dossanova S. S., Kabakova M. P., Dayat P., Berdibayev S. K. Cognitive style "rigidity-flexibility of cognitive control" and the level intelligence indicators // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 2021. № 1 (389). С. 306–315.

2. Бубновская О. В., Крюгер Н., Гуторов И. И. Когнитивная гибкость как фактор принятия решений в предпринимательстве // Управленец. 2022. Т. 13. №1. С. 2–19.

3. Louis M. R., Sutton R. I. Switching cognitive gears: from habits of mind to active thinking // Human Relations. 1991. Т. 44. № 1. С. 55–76.

4. Терехин А. Т., Будилова Е.В., Карпенко М. П., Качалова Л. М., Чмыхова Е. В. Нейросетевые механизмы когнитивной гибкости // Психологические исследования. 2009. № 4 (6). С. 11.

5. Грошев А. Р. Ширинкина Е. В. Формирование модели навыков будущего в условиях цифровизации // Кадровик. 2022. № 1. С. 69–78.

6. Lee C. S., Therriault D.J. The cognitive underpinnings of creative thought: a latent variable analysis exploring the roles of intelligence and working memory in three creative thinking processes // Intelligence. 2013. Т. 41. № 5. С. 306–320.

7. Kuhnen U., Oyserman D. Thinking about the self influences thinking in general: cognitive consequences of salient selfconcept // Journal of Experimental Social Psychology. 2002. Т. 38. № 5. С.492–499.

8. Ширинкина Е.В. Управление обучением на рабочем месте: инновационные технологии // Инновации в менеджменте. 2020. № 4 (26). С. 74–79.

9. Силаева А.В. Корпоративное обучение как неотъемлемая часть успешного развития компании // Студенческий вестник. 2021. № 42-4 (187). С. 97–99.

10. Климова Е. М., Камышанов А. А., Кишиков Р. В. Когнитивные особенности инновационного мышления руководителей образовательных организаций// Психология обучения. 2017. № 7. С.60–66.

11. Ширинкина Е. В. Изменения образовательных технологий корпоративного обучения в цифровой экономике// Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2020. Т. 30. №1. С. 67–71.

12. Lord R. G., Emrich C. G. Thinking outside the box by looking inside the box: extending the cognitive revolution in leadership research // Leadership Quarterly. 2000. Т. 11. № 4. С. 551–579.

Эмпирической базой послужили исследования немецких исследователей мышления Отто Зельца, Карла Дункера, американского исследователя, основателя концепции мозгового штурма Алекса Осборна. Представлены дивергентное и конвергентное мышление и принципы обучения и развития когнитивной гибкости руководителя и персонала организации. Практическая значимость исследования заключается в том, что привлечение внимания к исследованию когнитивной гибкости может принести весьма полезные результаты в самых разных областях человеческой деятельности, а повышение когнитивной гибкости индивида — дать ему отчетливые конкурентные преимущества.

Современный человек живет и действует в постоянно усложняющемся мире, что заставляет его тратить значительно больше сил на приспособление к интенсивным изменениям. В первую очередь это проявляется в когнитивной сфере, обеспечивающей процессы познания, обработки информации, мышления и пр.

Почти сто лет назад выдающийся американский писатель Скотт Фицджеральд определил силу человеческого интеллекта как способность удерживать в сознании две противоречивые идеи и при этом не терять способность к действию [1, 2]. Похоже на когнитивную гибкость, не правда ли? Ученые-психологи уже давно заинтересовались развитием когнитивной гибкости у детей [3, 4]. Ее тестируют с помощью так называемых карточных тестов. Детям дают карточки с различными изображениями разного цвета и просят упорядочить их по двум параметрам: цвету и типу изображения, сложив матрицу 2х2. Опыты показали, что большинство семилетних детей не справляется с этим заданием, в то время как одиннадцатилетние выполняют его без труда. Отсюда следует, что с возрастом когнитивная гибкость у детей возрастает.

Когнитивная гибкость тесно связана с так называемыми исполнительными функциями когнитивной системы человека, к которым относятся память, торможение, эмоциональная стабильность, планирование и организация. Все они играют важнейшую роль в менеджменте и управлении персоналом.

Когнитивная гибкость и системность мышления могут быть рассмотрены как звенья одной цепочки приспособления к сложной ситуации и эффективного функционирования в ней.

Для Цитирования:
Канарейко Диана Александровна, Когнитивные навыки руководителя: системное мышление, гибкость, креативность. Кадровик. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: