Общепит сегодня признается ключевой составляющей торгового объекта, которая позитивно влияет на показатели ТЦ. По экспертным оценкам компании Coniq (Великобритания), потребители, которые едят в торговом центре, проводят в нем в среднем на 27 минут больше и тратят на 18 % больше.
— В российских торговых центрах суперрегионального формата доля арендаторов сферы общественного питания может достигать 12 % от арендуемой площади, — говорит директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей компании JLL Марина Малахатько. — К примеру, в крупнейшем ТЦ Европы, московском «Авиапарке», кафе и рестораны займут 6 % площадей — это 14 тыс. кв. м. Качественные концепции общепита увеличивают время пребывания в отечественных ТЦ на 20 % и дают дополнительно в среднем 10–15 % трафика по вечерам и в выходные.
Сегмент food & beverage является новой точкой роста торговых центров. Если классические ретейлеры, в связи с ростом влияния на их бизнес онлайн-продаж, сокращают свои площади в офлайне, то свежие ресторанные концепции арендуют все большие площади в торговых комплексах (как, например, ресторан «Чайхана Пахлава» площадью свыше 1000 кв. м, открывшийся в питерском ТЦ «Жемчужная Плаза» в начале 2015 г.).
«Гурманизация» как тренд на новые кулинарные впечатления, в рамках которых базовые продукты поднимаются на новый уровень восприятия, ярко проявляется в Европе.
— Увеличение доли общественного питания в ретейле связано с трендом на «гурманизацию» и поиском потребителем новых вкусовых ощущений. На наш взгляд, девелоперы в России осознали этот тренд и готовы на лояльные условия для авторских концепций, — констатирует М. Малахатько, — тем более что успешные заведения общепита могут привлечь потребителей в сложные локации в ТЦ — верхние этажи и «мертвые» зоны.
«Гурманизация» как тренд на новые кулинарные впечатления, в рамках которых базовые продукты поднимаются на новый уровень восприятия, ярко проявляется в Европе. По словам М. Малахатько, там активно развивается «гибридная еда» — комбинирование двух базовых продуктов и создание чего-то совершенно нового. В качестве примера эксперт привела премиальный ресторан Sushi Samba в Лондоне, который предлагает гибрид японской, перуанской и бразильской еды, и результат этого микса — новый продукт «кронат» (cronut), совмещающий в себе донатс и круассан. Схожий «кронат» подают и в лондонской пекарне Rinkoff .