По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1

Классические мотивационные теории: иерархия потребностей А. Маслоу

Суханова Гульшат Назифовна преподаватель факультета бизнеса и менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», генеральный директор ООО «Кадровый Капитал», 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, e-mail: gsukhanova@gmail.com

Статья из цикла, посвященного обзору и анализу классических теорий мотивации. Абрахам Маслоу, основоположник гуманистической психологии и автор популярной концепции иерархии базовых потребностей, стал одним из ярких представителей и выдающихся исследователей не только в сфере практической психологии, но и в области менеджмента. Изучение содержательных теорий мотивации начинается, как правило, с его иерархической модели, которая представлена в данной статье.

Литература:

1. Maslow Abraham Harold. A Theory of Human Motivation // Originally Published in Psychological Review. – 1943. – № 50.

2. Maslow Abraham Harold. Motivation and personality. – Third Edition. Copyright © 1954, 1987 by Addison-Wesley Educational Publishers Inc.

3. Jackson T. and Marks N. Consumption, sustainable welfare and human needs–with reference to UK expenditure patterns between 1954 and 1994 // Ecological Economics 28. – 1999. – № 3.

4. Hall M.H. A conversation with Abraham H. Maslow. – Psychology today, 35–37, 1968.

5. Степанов С.С. Абрахам Маслоу: в поисках человечности [Электронный ресурс]. – http://maslow.hpsy.ru/biography (дата обращения 20.08.2017).

6. Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. Серия «Мастера психологии».

7. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века: учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,1996.

8. Maslow Abraham Harold. Toward a Psychology of Being. – 2nd ed. – New York: Van Nostrand Reinhold, 1968.

Говоря о классических мотивационных теориях, в первую очередь упоминают, как правило, «пирамиду Маслоу», графическое отображение которой знакомо в настоящее время даже школьникам. Представленная научному сообществу в 1942 г. [1] и опубликованная в 1954-м в книге «Мотивация и личность» [2] концепция Абрахама Маслоу (1908–1970 гг.) стала в свое время поводом для длительных дискуссий, а последовавшие за ней другие содержательные мотивационные теории (К. Альдерфера, Д. Макклеланда и др.) строились, как правило, либо на опровержении, либо на дополнении идей А. Маслоу [3].

Абрахам Харольд Маслоу родился 01 апреля 1908 г. в Бруклине, Нью-Йорк, в многодетной семье еврейских иммигрантов из России (его российские корни позволяют некоторым авторам в шутку называть его Авраамом Григорьевичем Масловым). Абрахам был старшим из семерых детей в семье, которая сразу же наделила его глубокими неприятными переживаниями и детскими комплексами: отец злоупотреблял алкоголем и часто отсутствовал, мать обходилась с детьми жестко и сурово, предпочитая ласке наказание и критику. Недостаток родительского тепла и взаимная неприязнь в отношениях с матерью усугублялись заниженной самооценкой юного Маслоу: он считал свою внешность отталкивающей и избегал общения со сверстниками. Недостатки внешности молодой Маслоу пытался компенсировать интенсивными занятиями спортом, однако, не добившись результатов на спортивном поприще, углубился в занятия наукой. Преодолению комплексов и раскрытию потенциала еврейского некрасивого юноши способствовала неожиданно оказавшейся взаимной влюбленность в кузину Берту и последовавшая за этим женитьба [4].

Отец хотел вырастить сына адвокатом, однако на предпоследнем курсе колледжа Абрахам Маслоу выбирает в качестве направления дальнейших исследований психологию. В 1930 г. он получает степень бакалавра в университете штата Висконсин, в 1931-м – степень магистра, а в 1934 г., в возрасте 26 лет, степень доктора философии (PhD). Первым местом работы Маслоу после получения степени PhD была должность ассистента выдающегося бихевиориста Эдварда Торндайка. Спустя некоторое время он получил должность профессора в Бруклинском колледже и успешно преподавал там в течение последующих 14 лет, став со временем одним из самых цитируемых и популярных среди студентов преподавателей. Именно в этот период появляются его первые работы, критикующие ограниченность бихевиористского подхода и фрейдистского психоанализа, встреченные научным сообществом жесточайшей критикой.

Для Цитирования:
Суханова Гульшат Назифовна, Классические мотивационные теории: иерархия потребностей А. Маслоу. Кадровик. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: