«Китч» в переводе с немецкого дословно обозначает пошлость, безвкусицу. Это определение возникло еще в XIX в., когда китчем называли плохие подделки под старинные вещи. В последующем же направление в дизайне получило широкое распространение.
В Петербурге долгое время существовал ресторан «Русский китч», где вся ирония этого определения была доведена до апофеоза. Их афиши напоминают современную рекламу на 2×2, когда в одном «кадре» собираются полуголые красотки, котики, пальма и красный мерседес. Искать смысла в таких изображениях не стоит — это шутка, доведенная до абсурда.
Тем китч и хорош — все понимают, что это не безвкусица от незнания или узости взглядов, а продуманный гротеск по поводу нашей жизни, ее антуража. Этому стилю свойственны яркие краски, сочетание всего, что попалось под руку, эмоционально окрашенные предметы интерьера. Есть еще такое определение, которое часто используют киноманы, — «клюква». Это использование самых странных и узнаваемых шаблонов про Россию: медведь в ушанке с балалайкой, суровый мужик с водкой «Столичная», девица с косой в кокошнике. Именно на такие стереотипы и давит китч. Ковер на стене — чудесно, но стоит повесить на него рога марала. Распечатка с картиной эпохи Возрождения и греческие колонны на фоне обоев в цветочек — идеальное сочетание. Здесь чем больше странных элементов, тем лучше.
Но даже китч может быть безвкусным. В социальной сети «ВКонтакте» есть группа, которая называется «Как в лучших домах Парижу». Участники группы выкладывают там фотографии, найденные по объявлениям о сдаче жилья. Чего там только нет: круглые бархатные кровати; джакузи с напольным ковром со странным узором; туалет, стены, пол и потолок которого расписаны огромными пионами. В таком китче тяжело находиться и 10 минут.
Но есть китч продуманный, стильный и действительно смешной. Пример тому — уже, к сожалению, закрытый упомянутый выше ресторан. Там совершенно несочетаемые предметы были собраны с таким изяществом и вкусом, что по заведению можно было бродить, как по музею. Рестораторы явно не пожалели средств на «Русский китч», и он многие годы пользовался огромной любовью у жителей и гостей города.