Дата поступления рукописи в редакцию: 05.12.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 07.12.2025.
Начиная с 2014 г. в Российской Федерации взят вектор на активное развитие внутреннего туризма. Утвержденная в 2019 г. «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» направлена на установление комплексного развития внутреннего и въездного туризма, создание условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта на внутреннем и международном рынках [1]. Среди ключевых задач стратегии можно выделить создание конкурентоспособного туристского продукта, стимулирование спроса и совершенствование системы нормативно-правового регулирования в сфере туризма с учетом тенденций развития туристкой отрасли.
Актуальность исследования обусловлена растущим значением туристской индустрии для экономики России, а также беспрецедентным ростом популярности российского кинематографа внутри страны после 2022 г. Политика активного продвижения национальной культуры и внутренних регионов на туристском рынке, а также остановка кинопоказов на территории России крупнейшими голливудскими студиями в 2022 г. [2] создали благоприятные условия для популяризации отечественного кино. Это, в свою очередь, обеспечило возможность продвижения в регионах кинотуризма — вида туризма, целью которого является погружение в атмосферу любимых фильмов и сериалов путем посещения мест съемок, киностудий, кинофестивалей.
В российском контексте на данный момент кинотуризм является малоиспользуемой и недостаточно системно развитой нишей, несмотря на очевидный потенциал. В то же время мировая практика демонстрирует высокую экономическую эффективность и способность создавать устойчивый и положительный имидж целым регионам, например: Новая Зеландия, получившая огромную популярность у туристов после выхода в свет таких фильмов, как «Хоббит», «Властелин колец» и «Хроники Нарнии», Великобритания, где проходили съемки многосерийного фильма «Гарри Поттер», сериала «Шерлок Холмс», фильма «Джеймс Бонд» [5].