По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Характеристика на работника как форма реализации права на получение информации о трудовой деятельности в цифровую эпоху*

Кучина Юлия Александровна канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права, ФГБОУ ВО УрГЮУ им. В. Ф. Яковлева, E-mail: kuchinau@mail.ru

Поскольку в цифровую эпоху информация становится ресурсом, помогающим в реализации прав граждан, в сфере труда повышается значимость самопрезентации работников, эффективность которой во многом зависит от наличия и содержания характеристики как формы реализации права работника на получение информации о результатах оценки работодателем его трудовой деятельности. Автор акцентирует внимание на содержании данного документа, современных цифровых технологиях, помогающих работодателям в его создании, а также предлагает варианты совершенствования трудового законодательства, направленные на защиту прав работников.

Литература:

1. Нехода Е. В., Пань Л. Трансформация рынка труда и занятости в цифровую эпоху // Экономика труда. — 2021. — Т. 8. — № 9. — С. 906. DOI: 10.18334/ et.8.9.113408.

2. Опрос SuperJob показал, что 45% HR-специалистов доверяют устным рекомендациям при приеме человека на работу [Электронный ресурс]. — URL: https://360.ru/news/obschestvo/opros-superjob-pokazal-chto-45-hr-spetsialistov-doverjajut-ustnym-rekomendatsijam-pri-prieme-cheloveka-na-rabotu/?from=inf_cards (дата обращения: 01.05.2025).

3. Мотина Е. В. Характеристика на работника в контексте достоинства человека // Трудовое право в России и за рубежом. — 2022. — № 2.

4. Ануфриева Т. Н. Контент-анализ понятия «гибкие навыки» (soft skills) // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2023. — Вып. 2 (226). — С. 129. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-2-120-132.

5. Самарина П. И. Цифровой профиль работника// Law Afterknown: право за гранью обыденного : материалы III Международного молодежного юридического форума, г. Тюмень, 16–18 мая 2024 г. / Гл. ред. С. С. Зенин; отв. ред. Л. В. Иванова. — Тюмень: ТюмГУ-Press, 2024. — С. 344.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке УрГЮУ им. В. Ф. Яковлева в рамках реализации проекта ведущей научной школы № ВНШ/25-СГ.

Развитие информационных технологий выводит на новый уровень развитие трудовых прав работников, среди которых особое место занимает право на получение информации, касающейся трудовой деятельности работника. Право на информацию находит отражение в ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Воплощением данной конституционной гарантии становится двухуровневая модель реализации права на информацию, закрепленная в трудовом законодательстве: на первом уровне (индивидуальном) субъектом реализации становится конкретный работник, имеющий право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте (ст. 21 Трудового кодекса); на втором уровне (коллективном) работники вправе участвовать в управлении организацией, в том числе в форме получения от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников. Обращает на себя внимание тот факт, что в рамках социального партнерства информационные права работников расширены — их представителям (а не самим работникам) становится доступной любая информация по вопросам, предусмотренным федеральным законодательством, учредительными документами, актами социального партнерства (ст. 53 Трудового кодекса), в то время как конкретному работнику, исходя из буквального толкования ст. 21, предоставляется доступ именно к сведениям, касающимся охраны труда, подтверждением чему становится ст. 216.2 Трудового кодекса, которая хоть и называется «Право работника на получение информации об условиях и охране труда», но имеет более узкое содержание, сводящееся в итоге к информации об условиях и охране труда на рабочем месте сотрудника, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте, о предоставляемых ему гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ в целях контроля за безопасностью производства работ. Последнее положение как раз и можно считать одним из примеров своеобразия права на получение информации в цифровую эпоху — работник получил право знать о дистанционных способах контроля за своей деятельностью, которые применяет работодатель.

Для Цитирования:
Кучина Юлия Александровна, Характеристика на работника как форма реализации права на получение информации о трудовой деятельности в цифровую эпоху*. Кадровик. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: