* Исследование выполнено при финансовой поддержке УрГЮУ им. В. Ф. Яковлева в рамках реализации проекта ведущей научной школы № ВНШ/25-СГ.
Развитие информационных технологий выводит на новый уровень развитие трудовых прав работников, среди которых особое место занимает право на получение информации, касающейся трудовой деятельности работника. Право на информацию находит отражение в ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Воплощением данной конституционной гарантии становится двухуровневая модель реализации права на информацию, закрепленная в трудовом законодательстве: на первом уровне (индивидуальном) субъектом реализации становится конкретный работник, имеющий право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте (ст. 21 Трудового кодекса); на втором уровне (коллективном) работники вправе участвовать в управлении организацией, в том числе в форме получения от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников. Обращает на себя внимание тот факт, что в рамках социального партнерства информационные права работников расширены — их представителям (а не самим работникам) становится доступной любая информация по вопросам, предусмотренным федеральным законодательством, учредительными документами, актами социального партнерства (ст. 53 Трудового кодекса), в то время как конкретному работнику, исходя из буквального толкования ст. 21, предоставляется доступ именно к сведениям, касающимся охраны труда, подтверждением чему становится ст. 216.2 Трудового кодекса, которая хоть и называется «Право работника на получение информации об условиях и охране труда», но имеет более узкое содержание, сводящееся в итоге к информации об условиях и охране труда на рабочем месте сотрудника, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте, о предоставляемых ему гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ в целях контроля за безопасностью производства работ. Последнее положение как раз и можно считать одним из примеров своеобразия права на получение информации в цифровую эпоху — работник получил право знать о дистанционных способах контроля за своей деятельностью, которые применяет работодатель.