Искусственный интеллект все глубже проникает в нашу жизнь. Мы общаемся с ним как с другом и консультантом по любым вопросам, мучаем рутинными задачами и постоянно хотим обучить. С ИИ пишут книги, сочиняют музыку, генерируют изображения и видео, в него влюбляются и его же боятся [1, 2]. Однако до сих пор не пришли к единому пониманию, как устроен интеллект естественный — наш с вами. Выводы ученых противоречивы, масштаб задачи огромен. Мы не знаем, как интеллект измерить и что именно делает одних людей умнее других. Но кое-что нам все-таки известно.
В настоящее время существует «Теория самоодомашнивания», объясняющая, почему мы стали менее агрессивными, более социальными и технически продвинутыми. Люди сами начали отбирать себе подобных по признакам «мягкости»: терпимости к другим, эмпатии, умению работать в команде. Грубиянов и агрессоров коллективно выгоняли из пещеры. С течением времени это привело к снижению уровня тестостерона, укорочению лицевых костей и, самое главное, развитию способности к абстрактному мышлению и сотрудничеству. Однако без всего этого не было бы технологий. Слепить глиняный горшок, построить акведук, написать код — все это требует долгосрочного планирования, разделения ролей, передачи знаний. А кто будет делиться знаниями с тем, кто кричит и дерется?
С развитием языка, письменности и общественных институтов знания стали распределяться в группе, мы стали делегировать коллективу часть умственных задач. Мы меньше запоминаем, потому что используем внешние хранилища знаний: книги, блокноты, заметки, интернет и ИИ. Мы принимаем решения коллективно: группа учитывает больше информации и точнее оценивает риски и выгоды. Мы распределяем роли: одни занимаются общением, другие — сбором информации, третьи — анализом.
Современные исследователи считают, что сейчас мы вступаем в фазу когнитивного симбиоза человека с цифровыми структурами и ИИ. Это новое состояние описывается термином homo augmenticus.
Есть много подходов и моделей, описывающих структуру интеллекта, а исследования в этой области продолжаются и сегодня [3, 4].