По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Какие необычные практики используют компании для развития сотрудников

Иванова Ольга Алексеевна канд. пед. наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: olgaivanova8@mail.ru

Актуальность исследования обусловлена тем, что главная задача в эпоху искусственного интеллекта — раскачать свой естественный. Основной проблемой может стать не то, что мы не знаем или не понимаем ИИ, а то, что отстаем от него, мы со своим естественным интеллектом перестаем быть значимыми в мире, акторами жизни. Угроза — если мы перестанем быть сами себе интересны, с восхищением наблюдая за тем, как быстро думают машины. Чтобы этого не произошло, нужно развивать собственное мышление. В этой связи в статье освещаются вопросы, как ученые исследуют интеллект, какие теории предлагают и что мы имеем в виду, когда называем кого-то умным. Автором определено, какой тип интеллекта выражен сильнее. Приведен кейс-анализ экспертных мнений и практик подходов к развитию способностей, которые используют компании, чтобы развивать интеллект сотрудников во всех его проявлениях — от музыкального до внутриличностного.

Литература:

1. Знаменская А. Н., Ларин С. Н., Ноакк Н. В. Разработка модели компетенций IT-специалиста в рамках тренинга по подбору персонала для HR-сотрудников // Экономика и предпринимательство. — 2022. — № 6 (143). — С. 1161–1164.

2. Галина А. Э., Малютина Е. В., Уколова Т. А. Современные подходы к профессиональному развитию и обучению персонала в организации // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2023. — № 1 (169). — С. 88–93.

3. Ширинкина Е. В. Управление человеческим капиталом в парадигме цифровизации: проблемы и принципы управления // Вопросы управления. — 2018. — № 6 (55). — С. 142–149.

4. Адиева Ф. Т. Ключевые цифровые компетенции, необходимые современному HR-специалисту // Устойчивость экосистем в условиях цифровой нестабильности: сборник трудов III Международной научно-практической конференции. — Симферополь, 2024. — С. 38–40.

5. Ширинкина Е. В. Практика управления предприятиями при переходе на новые цифровые технологии // Креативная экономика. — 2018. — Т. 12. — № 6. — С. 817–828.

6. Бочкарева Е. С., Линдер В. И., Хороших А. А. Концепция профессиональной деятельности HR-детектива: роли, функции, компетенции и инструменты // Инновационное управление персоналом // Материалы ХIII Международного межвузовского кадрового форума им. А. Я. Кибанова. — М., 2022. — С. 17–19.

7. Абдуллина Д. А. Роль HR-специалиста в предпринимательском деле // Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства: Сборник трудов I Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2023. — С. 14–16.

8. Ширинкина Е. В. Индикаторы эффективности управления человеческим капиталом // Экономика и менеджмент систем управления. — 2017. — № 2 (24).— С. 51–56.

Искусственный интеллект все глубже проникает в нашу жизнь. Мы общаемся с ним как с другом и консультантом по любым вопросам, мучаем рутинными задачами и постоянно хотим обучить. С ИИ пишут книги, сочиняют музыку, генерируют изображения и видео, в него влюбляются и его же боятся [1, 2]. Однако до сих пор не пришли к единому пониманию, как устроен интеллект естественный — наш с вами. Выводы ученых противоречивы, масштаб задачи огромен. Мы не знаем, как интеллект измерить и что именно делает одних людей умнее других. Но кое-что нам все-таки известно.

В настоящее время существует «Теория самоодомашнивания», объясняющая, почему мы стали менее агрессивными, более социальными и технически продвинутыми. Люди сами начали отбирать себе подобных по признакам «мягкости»: терпимости к другим, эмпатии, умению работать в команде. Грубиянов и агрессоров коллективно выгоняли из пещеры. С течением времени это привело к снижению уровня тестостерона, укорочению лицевых костей и, самое главное, развитию способности к абстрактному мышлению и сотрудничеству. Однако без всего этого не было бы технологий. Слепить глиняный горшок, построить акведук, написать код — все это требует долгосрочного планирования, разделения ролей, передачи знаний. А кто будет делиться знаниями с тем, кто кричит и дерется?

С развитием языка, письменности и общественных институтов знания стали распределяться в группе, мы стали делегировать коллективу часть умственных задач. Мы меньше запоминаем, потому что используем внешние хранилища знаний: книги, блокноты, заметки, интернет и ИИ. Мы принимаем решения коллективно: группа учитывает больше информации и точнее оценивает риски и выгоды. Мы распределяем роли: одни занимаются общением, другие — сбором информации, третьи — анализом.

Современные исследователи считают, что сейчас мы вступаем в фазу когнитивного симбиоза человека с цифровыми структурами и ИИ. Это новое состояние описывается термином homo augmenticus.

Есть много подходов и моделей, описывающих структуру интеллекта, а исследования в этой области продолжаются и сегодня [3, 4].

Для Цитирования:
Иванова Ольга Алексеевна, Какие необычные практики используют компании для развития сотрудников. Кадровик. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: