По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как реагировала гостиничная отрасль на кризис 2008 года

Мировой финансовый кризис 2008 года кажется сейчас легким недоразумением, которое отельеры пережили без особых проблем. Мы решили вспомнить, как обстояло дело на самом деле.

Для этого мы обратились к научной статье «Влияние финансового кризиса на развитие гостиничного бизнеса», написанной Анатолием Михайловичем Бабичем, доктором экономических наук, профессором ФГБОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте РФ», и Наталией Александровной Зайцевой, доктором экономических наук, профессором Института туризма и гостеприимства (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в 2012 году. Материал использован с разрешения автора — Наталии Зайцевой.

В 2012 году мировая индустрия гостеприимства все еще пожинала плоды кризиса, произошедшего в 2008-м. До этого туриндустрия развивалась огромными темпами: по всему миру строились новые отели, увеличивался турпоток, вкладывались деньги в развитие индустрии. В итоге сформировался избыточный объем предложений при сильно упавшем спросе.

Отельерам всего мира пришлось пересматривать стратегические планы и принимать экстренные решения: сокращать расходы, увеличить объемы продаж за счет расширения предоставляемых услуг и менять ценовую политику.

Одним из первых к новой действительности в России адаптировались «Азимут сеть отелей». Уже в феврале 2009 года они сделали мягче условия по доплате за досрочный въезд и поздний выезд, отказавшись от повсеместной практики большинства гостиниц. Теперь гости смогли без доплат заезжать в номер с 00:00 (вместо 14:00) и выезжать до 18:00 (против 12:00). Данная услуга выделила сеть среди многих конкурентов.

Как пишут авторы статьи, московские отели на волне кризиса массово начали вводить акции и допуслуги для клиентов. Кто-то предлагал номера на выходные по будничным ценам, кто-то увеличил скидку для детей. Помимо этого, отельеры обеспокоились сотрудничеством с туроператорами, сделав для них скидку в 20–25% от стандартной стоимости за группу.

Примечательно, что мировые сети отелей премиумкласса в условиях кризиса решили снизить уровень сервиса и категорию гостиниц, чтобы сократить излишние расходы. Такую политику избрали Starwood, Hilton и InterCоntinental, а позже к ним присоединились и другие лидеры рынка. А в России такие действия были восприняты отельерами негативно, они посчитали, что вернуть высокий уровень в перспективе будет сложнее, чем сохранить его в сложившихся условиях. Зато появились интересные и креативные предложения на местном уровне. Так, пансионат «Олимпийский-Дагомыс» с 1 августа 2009 года ввел рассрочку на отдых по путевкам «Отдыхаешь сейчас, платишь потом».

Для Цитирования:
Как реагировала гостиничная отрасль на кризис 2008 года. Гостиничное дело. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: