Для этого мы обратились к научной статье «Влияние финансового кризиса на развитие гостиничного бизнеса», написанной Анатолием Михайловичем Бабичем, доктором экономических наук, профессором ФГБОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте РФ», и Наталией Александровной Зайцевой, доктором экономических наук, профессором Института туризма и гостеприимства (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в 2012 году. Материал использован с разрешения автора — Наталии Зайцевой.
В 2012 году мировая индустрия гостеприимства все еще пожинала плоды кризиса, произошедшего в 2008-м. До этого туриндустрия развивалась огромными темпами: по всему миру строились новые отели, увеличивался турпоток, вкладывались деньги в развитие индустрии. В итоге сформировался избыточный объем предложений при сильно упавшем спросе.
Отельерам всего мира пришлось пересматривать стратегические планы и принимать экстренные решения: сокращать расходы, увеличить объемы продаж за счет расширения предоставляемых услуг и менять ценовую политику.
Одним из первых к новой действительности в России адаптировались «Азимут сеть отелей». Уже в феврале 2009 года они сделали мягче условия по доплате за досрочный въезд и поздний выезд, отказавшись от повсеместной практики большинства гостиниц. Теперь гости смогли без доплат заезжать в номер с 00:00 (вместо 14:00) и выезжать до 18:00 (против 12:00). Данная услуга выделила сеть среди многих конкурентов.
Как пишут авторы статьи, московские отели на волне кризиса массово начали вводить акции и допуслуги для клиентов. Кто-то предлагал номера на выходные по будничным ценам, кто-то увеличил скидку для детей. Помимо этого, отельеры обеспокоились сотрудничеством с туроператорами, сделав для них скидку в 20–25% от стандартной стоимости за группу.
Примечательно, что мировые сети отелей премиумкласса в условиях кризиса решили снизить уровень сервиса и категорию гостиниц, чтобы сократить излишние расходы. Такую политику избрали Starwood, Hilton и InterCоntinental, а позже к ним присоединились и другие лидеры рынка. А в России такие действия были восприняты отельерами негативно, они посчитали, что вернуть высокий уровень в перспективе будет сложнее, чем сохранить его в сложившихся условиях. Зато появились интересные и креативные предложения на местном уровне. Так, пансионат «Олимпийский-Дагомыс» с 1 августа 2009 года ввел рассрочку на отдых по путевкам «Отдыхаешь сейчас, платишь потом».