По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Как организовать охрану труда в организации

Жижерина Юлия Юрьевна юрист практики трудового и миграционного права, компания «Пепеляев Групп» 123610, г. Москва, ЦМТ-II, Краснопресненская наб., д. 12, E-mail: ujijerina@mail.ru

Рассмотрим, какие мероприятия необходимо провести в компании, чтобы организовать охрану труда офисных работников, и какие документы обязательно проверит инспекция труда при проверке.

Работа в офисе не связана с вредным производством. Нет опасных для жизни и сложных механизмов. Работники не работают на улице под дождем и снегом. От чего же охранять труд работника? Поэтому некоторые руководители считают, что если в их компании работают только офисные работники, то охрана труда им не нужна. И ошибаются. Ведь Трудовой кодекс РФ (далее— ТКРФ) налагает на всех работодателей обязанность обеспечивать охрану труда работников. Конечно, некоторые положения и нормы ТК РФ на конкретную компанию могут и не распространяться. Не все работники подлежат медосмотрам. Не всем работникам нужна спецодежда, не всем выплачиваются компенсации за работы во вредных условиях. Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников1.

Обратите внимание: согласно отчету Роструда, из всех выявленных за 2014 г. нарушений на долю нарушений по охране труда приходится 46%, то есть практически к каждое второе нарушение — по охране труда. При этом с января 2015 г. штрафы по охране труда выросли в несколько раз (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Рассмотрим, какие мероприятия необходимо провести в компании, чтобы организовать охрану труда офисных работников, и какие документы обязательно проверит инспекция труда при проверке.

Конечно, прежде всего за охрану труда несет ответственность генеральный директор в силу ст. 212. 20, ведь он является представителем работодателя. Но непосредственно выполняет обязанности по организации охраны труда в компании, как правило, другой человек. Отсутствие в компании документов, подтверждающих прием на работу специалиста по охране труда (при необходимости), может привести к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность компании превышает 50 человек, то вводится должность специалиста по охране труда, если менее 50 человек, то руководитель может заниматься самостоятельно либо привлечь специалиста или организацию по гражданско-правовому договору. Таким образом, если в компании больше 50 человек, то в компании должен быть специалист по охране труда. Такого же мнения придерживается Роструд в письме от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5. Если в компании согласно штатному расписанию меньше, чем 50 человек, то можно ограничиться тем, что назначить кого-то из работников ответственным по охране труда.

Для Цитирования:
Жижерина Юлия Юрьевна, Как организовать охрану труда в организации. Кадровик. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: