По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Кадры для индустрии туризма: современные вызовы и возможности

Щербакова Светлана Александровна канд. геогр. наук, доцент кафедры туризма, сервиса и гостиничного бизнеса, Севастопольский государственный университет, 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, д. 33, E-mail: sollos@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблеме трансформации кадрового обеспечения индустрии туризма в настоящих реалиях развития национального туризма. Оценена кадровая ситуация в туристской индустрии регионов Центрального федерального округа. Доказано, что уровень предоставления туристских услуг в регионах ЦФО не соответствует меняющимся потребностям туристского рынка, что приводит к снижению уровня оценки сервиса со стороны потребителя. Причинами этого являются нехватка высококвалифицированных специалистов в регионах Центральной России, недостаточный уровень туристского образования, а также отсутствие современных навыков и компетенций у работников сферы туризма и гостеприимства.

Литература:

1. Баранова А. Ю., Воробей Е. А. Трансформация оказания туристско-рекреационных услуг в условиях цифровизации // Рекреация и туризм. 2020. № 4 (8). С. 51–56.

2. Дусенко С. В., Беломестнова М. Е. Инновационные направления в системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства: отечественный опыт и европейская практика. М., 2022. 150 с.

3. Калинин А. А., Карпова А. А. Инновационные технологии управления и регулирования сферы туризма и гостеприимства // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. №2. С.72–80.

4. Мажар Л. Ю., Щербакова С. А. Развитие трансграничного туризма как направление модернизации туристско-рекреационной деятельности в российско-белорусском приграничье // Региональные исследования. 2018. №3. С.115–125.

5. Максимов А. Н., Белякова Н. Ю. Анализ влияния пандемии COVID-19 на внутренний и въездной туризм в России и перспективы наращивания конкурентного потенциала отрасли // Мониторинг экономической ситуации в России Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. №16 (118). С. 23–33.

6. Национальный проект «Туризм и гостеприимство» [Элек тронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/plan-deyatelnosti/ natsionalnyy-proekt-turizm-i-industriya-gostepriimstva/pasport-natsionalnogo-proekta-turizm-i-industriya-gostepriimstva/.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. ЕМИСС [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/.

8. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Статистика [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/analytics/statistics.

9. Официальный сайт Ассоциации туроператоров [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53314.html.

10. Оценка эффективности государственного регулирования туристской отрасли по мнению участников рынка [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/916/916a70224e4d2e 686296d6b3ef59eaeb.pdf.

11. Пирогова О. В., Пирогова А. Ю., Сорокин Г. Ю. Занятость населения в сфере туризма // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. №12. С. 593–598.

12. Щербакова С. А. Формирование имиджа Смоленской области на туристском рынке России // Региональные исследования. 2013. № 4 (42). С. 109–113.

13. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda.

14. Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/ru/publications/turindustriya-cherez-prizmu-drayverov-i-barerov-biznesa/.

15. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма— 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turizm-2021.docx.

В настоящее время сфера туризма претерпевает глубокие изменения и системное преобразование. Сложившаяся эпидемиологическая обстановка усилила вектор развития внутреннего туризма в стране, тем самым определив основное направление национальной сферы туризма на расширение возможностей полноценного отдыха внутри страны, а также предоставив время для развития инфраструктурного, институционального и кадрового потенциала.

Индустрия туризма страны требует создания хороших условий обеспечения туристской отрасли достаточным количеством квалифицированных кадров.

По мнению многих экспертов, работник должен быть мультифункциональным, универсальным.

Сегодня туризм в регионах России испытывает недостаток в высококвалифицированных кадрах. Большое число работников индустрии туризма страны не имеют соответствующего профильного образования.

В настоящих реалиях нельзя не отметить тот факт, что произошли значительные изменения в кадровой политике в индустрии туризма. По мнению многих экспертов, работник должен быть мультифункциональным, универсальным, а также обладать практическими навыками, которые будут востребованы после выхода туристской отрасли из кризиса (табл. 1) [1, с. 51].

Основными практическими навыками, которыми должен обладать соискатель на рабочее место в туристско-гостиничной сфере, станут: цифровые решения во взаимодействии с клиентами, эффективное управление бизнес-операциями, проектирование и разработка новых продуктов, создание новых направлений бизнеса, цифровые продажи и маркетинговые коммуникации и др. (табл. 2) [2, с. 3; 3, с. 74].

В рамках Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года и Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» заложены основные механизмы удовлетворения кадровых потребностей, долгосрочное планирование и построение системы подготовки кадров всех уровней, а также определены стратегические ориентиры по совершенствованию кадрового обеспечения развития туризма в Российской Федерации.

Для Цитирования:
Щербакова Светлана Александровна, Кадры для индустрии туризма: современные вызовы и возможности. Кадровик. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: