В последние годы сложные социально-экономические условия способствуют все более глубокой интеграции риск-менеджмента с системой управления персоналом в организациях. Вопросы управления кадровыми рисками с каждым годом становятся все актуальнее.
Строительные организации, являясь одной из движущих сил развития современного общества и важнейших составляющих экономики современной России, осуществляют свою деятельность в сложных нестабильных условиях, которые характеризуются жесткой конкуренцией, высоким уровнем рисков, значительным влиянием множества факторов внешней среды.
Современные исследователи выделяют ряд наиболее значимых факторов внешнего воздействия, которые обусловили повышение рискованности и неопределенности деятельности российских строительных организаций. В частности [1, с. 757]:
1) двухсторонние санкции, введенные странами Запада и РФ с 2014 г.;
2) переход финансирования долевого строительства на эскроу-счета в 2019 г. с последующим дополнительным внесением поправок в законодательство в рамках закона № 214-ФЗ;
3) ограничения, введенные в мире и на территории РФ в связи с пандемией в 2020–2022 гг.
Рисковые ситуации в строительстве могут быть связаны с ошибками в формировании проектно-сметной документации, некачественной организацией строительства, нарушением технологий и технологической последовательности выполнения работ и др.
Но какая бы ни была рисковая ситуации, она в первую очередь связана с человеческим фактором, который имеет решающее значение в числе других внешних и внутренних факторов. Многие организации испытывают значительные кадровые риски, «связанные с вероятностью реализации антропогенных угроз, то есть угроз, исходящих от людей» [2]. Именно человеческий фактор обусловливает возникновение кадровых рисков, являющихся, по мнению специалистов, самым значимым видом риска для строительной организации. Как отмечают С. Д. Резник и О. В. Холькина, «по официальным данным международного рейтинга аудиторской компании Ernst and Young 2020 г., кадровые риски входят в десятку основных рисков, приносящих угрозу функционированию организаций» [3]. Последние два года, связанные с пандемией, заставляют руководство организаций решать ряд проблем, которые сопряжены с кадровыми рисками, а именно: сохранением здоровья сотрудников, снижением их тревожности, четким распределением обязанностей и контролем сотрудников на удаленной работе, цифровизацией HR-бизнес-процессов и оптимизацией внутренних коммуникаций в новых бизнес-процессах [4, с. 159].