Современный этап системной трансформации отечественной экономики, переживающей сегодня не просто так называемый эффект замедления, пусть даже в хронической форме, но тупик в развитии импортозамещения, что подтверждается множеством практических исследований. Россия по-прежнему не способна создавать сложное наукоемкое оборудование на основе национальных комплектующих и оборудования, да и технологии в большинстве отраслей заемные. Признание этого факта повышает значение изменений и преобразований в сфере управления персоналом в соответствии с новыми целями, функциями, формами и методами управления человеческими ресурсами организации.
Во-первых, все это неразрывно связано с использованием в кадровой работе предприятий кадровых инноваций, направленных, в первую очередь, на развитие кадрового потенциала организаций. Во-вторых, роль кадровых инноваций быстро и неизменно возрастает, что обусловлено необходимостью обеспечить фактический объем производства, его расширение и техническое перевооружение. Наоборот, длительный период освоения инноваций и их внедрения сменяется режимом инерции ожидания, что сдерживает ускорение технологического развития. В-третьих, развитие кадровых инноваций продиктовано не только логикой развития постиндустриальной экономики, но и логикой обстоятельств («новой реальностью», в основе которой лежит отказ от добровольно-принудительной мобилизации рабочей силы, особенно массовых и малоквалифицированных кадров).
Важно подчеркнуть, что единого и общепринятого понятия кадровой инновации не существует. Отсюда и разнобой в его понимании. Многозначность понятия создает не только определенные сложности, но и обусловливает разные интерпретации данного понятия при его изучении. Полагаем, что не бывает понятий необъяснимых, есть необъясненные, что в целом свойственно для сферы управления персоналом.
Напомним, что в научной литературе кадровая инновация традиционно интерпретируется как «конечный результат внедрения новшества, приводящий к частичному изменению кадровой работы как объекта управления и получению экономического, социального или другого вида эффекта» [2, с. 11].