Российская система здравоохранения неоднократно переживала различные периоды реформирования, внедрения иностранного опыта, выработки своих оригинальных и эффективных подходов и механизмов. В настоящее время все уровни здравоохранения Российской Федерации проходят новый этап трансформации, получивший старт с указом Президента РФ от 07.01.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и принятием федеральной программы «Развитие здравоохранения Российской Федерации».
Перед государством встают такие задачи, как увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, повышение рождаемости. Эти демографические показатели напрямую связаны со сферой здравоохранения, а именно они зависят от качества оказания медицинских услуг, степени профессиональности врачей и, конечно же, доступности медицинской помощи для всего населения.
Однако система здравоохранения сталкивается с множеством проблем. Это и слабая укомплектованность больниц медицинским персоналом, которая порождает снижение доступности здравоохранения, и фрагментация системы здравоохранения в целом, а в период пандемии острая нехватка медицинского персонала и, конечно, вопросы обучения их новым навыкам и компетенциям в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Ученые и политики проводят исследования, которые помогут минимизировать негативные аспекты политики управления персоналом в сфере здравоохранения.
Достойная заработная плата способствовала бы решению проблемы нехватки квалифицированных кадров.
Например, В.И. Шевский и И.М. Шейман в статье «Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения» поднимают проблему фрагментации медицинской помощи и разрабатывают рекомендации по интеграции здравоохранения.
Зарубежный опыт также способен помочь усовершенствовать систему здравоохранения в Российской Федерации. К опыту других государств, в частности Финляндии, Норвегии, Канады и других северных стран, обращается Торопушина Е.Е. в статье «Муниципальная социальная политика в сфере охраны здоровья: зарубежный опыт северных территорий». Примечательно, что автор обращается к опыту управления здравоохранением именно на муниципальном уровне [1].