Вопрос о минимальной загрузке гостиницы, обеспечивающей положительную рентабельность, всегда оставался в центре внимания маркетологов отрасли гостеприимства. В отсутствие кризиса уровень загрузки гостиниц рассматривался в основном как параметр, характеризующий успешность управления гостиницей. Уровень загрузки на 40% свидетельствовал о недостатках менеджмента, а загрузка на 70% и выше говорила о стабильности развития и правильном управлении гостиницей [1, с. 325]. Особую остроту, однако, этот вопрос приобрел в 2020 г., в период распространения новой коронавирусной инфекции. Количество гостей резко сократилось, и период неопределенности с загрузкой отелей не мог предсказать никто. Руководство отелей было вынуждено ввести жесткие меры экономии, вплоть до сокращения значительной доли постоянного персонала.
При таком развитии ситуации полезно было выбрать некоторую методику, которая позволяла хотя бы качественно делать прогноз выживания конкретного предприятия на основе экспресс-анализа ограниченного количества факторов, поддающихся быстрой оценке. Основным таким фактором является уровень загрузки отеля, а одной из основных статей расходов — оплата труда персонала (согласно данным [2, с. 641], затраты на оплату труда в гостиничном бизнесе составляют 29 %). Было интересно найти ответы на два вопроса. Во-первых: при какой минимальной загрузке отеля загорается «красный свет», сигнализирующий о нехватке средств даже на оплату труда персонала и о реальной угрозе существования предприятия? И во-вторых: при какой загрузке отель будет работать устойчиво?
Для расчета была выбрана реальная гостиница категории 4*. В гостинице 50 номеров. Стоимость номера составляет 4000 рублей за ночь. Таким образом, при 100%-ной заполняемости отеля выручка составляет 4000 * 50 * 30 = 6 млн рублей в месяц.
Стандартный штат персонала и размеры окладов сотрудников в основном взяты из открытых интернетисточников [3]. Соответствующие размеры зарплат для персонала гостиницы приведены в таблице.