В настоящее время существование рынка франчайзинга уже не является предметом споров в научном и бизнес-сообществе: так, по данным Российской Ассоциации франчайзинга, по состоянию на декабрь 2016 в России существовало порядка 4500 тысяч франчайзинговых компаний (т.е. предприятий, являющихся создателями и правообладателями франшиз); количество же компаний-покупателей франшиз исчислялось десятками тысяч.
В то же время в отношении правового статуса специалистов в сфере франчайзинга существуют значительные проблемы законодательного характера: отсутствует соответствующий федеральный закон, защищающий их правовой статус, аналогичный тому, который действует в отношении аудиторов, оценщиков, банкиров. Единственная действующая в этом отношении на сегодняшний день законодательная норма отражена в ст. 1027 Гражданского кодекса РФ, согласно которой «…по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)»1. В отсутствии закрепленных правовых норм сложившуюся практику осуществления операций в сфере франчайзинга регулирует Комитет по франчайзингу Московской торгово-промышленной палаты (МТПП).
Ситуация в настоящее время выглядит следующим образом: рынок развивается весьма хаотично (что для самого рынка не является негативным фактором, а, скорее, стимулирует более масштабный рост), но при разработке и реализации франшиз существуют определенные сложности правового и коммерческого плана. Рассматривая рынок с точки зрения взаимодействия двух заинтересованных сторон, – продавца франшизы и ее покупателя, – очевидно, что сама сделка зачастую приносит разочарование ее участникам: ожидания покупателей франшиз о том, что они получат работающую бизнес-модель и гарантированный доход, не оправдываются; продавцы же франшиз, хотя и остаются в выигрыше по совершении сделки, теряют возможные будущие доходы. Причина этих взаимных разочарований – отсутствие навыков, умений и корректного механизма создания продукта продавцами франшизы. Как следствие, продукт значительно теряет в качестве и не приносит запланированный от его реализации доход.