По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.07

К вопросу разработки профессионального стандарта специалиста по коммерческой концессии (франчайзингу)

Скареднова-Вайс Екатерина Алексеевна председатель Подкомитета Московской торгово-промышленной палаты по инвестиционному маркетингу и франчайзингу, зам. председателя Комитета Московской торгово-промышленной палаты по качеству и проблемам развития деловых услуг, руководитель направления «Социальный франчайзинг» в Ассоциации социального развития, председатель оргкомитета Конгресса Межрегионального Координационного Совета промышленников и предпринимателей, 119019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, e-mail: skarednova.group@gmail.com

В статье рассмотрены вопросы современного развития российского рынка франчайзинга: его структура, основные игроки, актуальные потребности, существующие проблемы и возможные мероприятия по их устранению. Актуализирована необходимость проведения работ по созданию профессионального стандарта специалиста по франчайзингу; охарактеризована деятельность подкомитета по франчайзингу в составе Московской Торгово-промышленной палаты (МТПП) в этом направлении. Обозначены этапы проведения работ по созданию стандарта, приведены результаты работ по предыдущим этапам и обозначена деятельность разработчиков стандарта до момента его планируемой итоговой подготовки 20 декабря 2020 года.

Литература:

1. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (в ред.от 23.09.2014) – указаны сферы применения работодателем профессиональных стандартов.

2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД и ОКВЭД-2).

3. Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности (КУВЭД).

4. План разработки профессионального стандарта «Специалист в области коммерческой концессии (франчайзинга)». – УК «Брендберри». – август 2015.

В настоящее время существование рынка франчайзинга уже не является предметом споров в научном и бизнес-сообществе: так, по данным Российской Ассоциации франчайзинга, по состоянию на декабрь 2016 в России существовало порядка 4500 тысяч франчайзинговых компаний (т.е. предприятий, являющихся создателями и правообладателями франшиз); количество же компаний-покупателей франшиз исчислялось десятками тысяч.

В то же время в отношении правового статуса специалистов в сфере франчайзинга существуют значительные проблемы законодательного характера: отсутствует соответствующий федеральный закон, защищающий их правовой статус, аналогичный тому, который действует в отношении аудиторов, оценщиков, банкиров. Единственная действующая в этом отношении на сегодняшний день законодательная норма отражена в ст. 1027 Гражданского кодекса РФ, согласно которой «…по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)»1. В отсутствии закрепленных правовых норм сложившуюся практику осуществления операций в сфере франчайзинга регулирует Комитет по франчайзингу Московской торгово-промышленной палаты (МТПП).

Ситуация в настоящее время выглядит следующим образом: рынок развивается весьма хаотично (что для самого рынка не является негативным фактором, а, скорее, стимулирует более масштабный рост), но при разработке и реализации франшиз существуют определенные сложности правового и коммерческого плана. Рассматривая рынок с точки зрения взаимодействия двух заинтересованных сторон, – продавца франшизы и ее покупателя, – очевидно, что сама сделка зачастую приносит разочарование ее участникам: ожидания покупателей франшиз о том, что они получат работающую бизнес-модель и гарантированный доход, не оправдываются; продавцы же франшиз, хотя и остаются в выигрыше по совершении сделки, теряют возможные будущие доходы. Причина этих взаимных разочарований – отсутствие навыков, умений и корректного механизма создания продукта продавцами франшизы. Как следствие, продукт значительно теряет в качестве и не приносит запланированный от его реализации доход.

Для Цитирования:
Скареднова-Вайс Екатерина Алексеевна, К вопросу разработки профессионального стандарта специалиста по коммерческой концессии (франчайзингу). Кадровик. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: