Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ трудовое законодательство предусматривает сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Указанный метод трудового права раскрывает договорные начала в управлении социально-трудовой сферой, что усиливает роль механизма коллективно-договорного регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями и согласования их социально-экономических интересов. Для этого с введением в действие Трудового кодекса Российской Федерации создана широкая правовая и социальная основа.
Являясь, по сути, предметом трудового законодательства РФ, закрепленный в ст. 2 ТК РФ принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и отношений, тесно связанных с трудовыми, представляет собой квинтэссенцию всего того, что наработано в международном праве, а также заимствовано из Конституции РФ [1].
Трудовое законодательство также закрепляет вопросы регулирования социально-трудовых отношений посредством коллективных договоров и соглашений (ст. 9 ТК РФ), где работник имеет право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений через своих представителей (ст. 21 ТК РФ).
Однако иногда практика показывает, что возможность применения договорного регулирования социально-трудовых отношений реализуется зачастую не в полной мере. Правовые акты социального партнерства не всегда могут быть основой оптимизации трудовых отношений в организациях.
В этой связи в научной литературе обращается внимание, что работники в некоторых случаях не проявляют к ним большого доверия, полагаясь исключительно на государственное регулирование. Таким образом, следует признать наличие существования проблемы дальнейшего совершенствования и повышения эффективности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, решение которой имеет большое практическое значение для профессиональных союзов, представляющих интересы работников, а также для работодателей и государства [2].