По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

К вопросу обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы

Шайхутдинова Надежда Павловна канд. юрид. наук, доцент кафедры экологического, природоресурсного и трудового права, Удмуртский государственный университет, заслуженный юрист Удмуртской Республики, Удмуртия, 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1 E-mail: n.shaykhutdinova@ mail.ru

В статье раскрываются особенности реализации требований законодательства о повышении уровня реального содержания заработной платы. Анализируются возможные способы индексации заработной платы с учетом действующей судебной практики. Рассматриваются возможные пути решения проблемы обеспечения повышения уровня заработной платы для организаций всех форм собственности. Приводится сравнительный анализ повышения уровня заработной платы в государственном и частном секторе.

Литература:

1. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). — 8-е изд., испр., доп. и перераб. / отв. ред. Ю.П. Орловский. — М.: КОНТРАКТ, 2019.

2. Определение Конституционного суда РФ от 17.06.2010 №913-0-0.

3. Определение Конституционного суда РФ от 19.11.2015 №2618-0.

4. Письмо Роструда от 19.04.2010 №1073-6.

5. Определение Верховного суда РФ от 24.04.2017 №18-КГ17-10.

6. Определение Верховного суда РФ от 08.04.2019 №89 КГ 18-14.

Одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников является обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, которое включает ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Данный вывод следует из анализа ст. 130 и 134 ТК РФ.

В ст. 134 ТК РФ предусматривается необходимость обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы для всех работодателей. Под реальным содержанием заработной платы следует понимать «совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда» [1]. Из смысла ст. 134 ТК РФ следует, что для предотвращения снижения покупательной способности заработной платы необходим механизм ее индексации, поскольку реальное содержание зарплаты в результате происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов имеет тенденцию к уменьшению.

Как показывает практика, отнесение вопроса о порядке проведения индексации к ведению работодателя зачастую не приводит к достижению положительного эффекта.

Индексация позволяет в определенной степени выровнять номинальную заработную плату. На основе экономического анализа можно сделать вывод о том, что заработная плата нуждается в увеличении по мере роста цен на товары и услуги. Корреляционная зависимость между двумя этими составляющими, заработной платой и ростом цен, предопределяет необходимость обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Посредством индексации предотвращается снижение реальной заработной платы или минимизируется степень этого снижения.

Применительно к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям ст. 134 ТК РФ предусматривает проведение индексации заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Для иных же работодателей предполагается, что порядок индексации должен устанавливаться на локальном уровне коллективным договором, соглашениями, иными локальными нормативными актами.

Для Цитирования:
Шайхутдинова Надежда Павловна, К вопросу обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Кадровик. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: