По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

К вопросу об актуальности повышения квалификации для преподавателей английского языка для специальных целей (часть 2)

Сизова Юлия Сергеевна канд. экон. наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков, Российский университет дружбы народов (РУДН) 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, E-mail: ju-si@mail.ru
Зарудная Мария Владимировна старший преподаватель иностранных языков № 1, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36

В статье подчеркиваются основные аспекты актуальности повышения квалификации для преподавателей английского языка для специальных целей (ESP) и представлен краткий обзор программ повышения квалификации и курсов для преподавателей английского языка. Из приведенного исследования возможностей для преподавателей ESP повысить свою квалификацию видно, что предложение достаточно ограничено и существующие программы не могут удовлетворить спрос, существующий на прохождение повышения квалификации в данной области. В работе также приводятся основные задачи и навыки и описан портрет современного преподавателя ESP, что подчеркивает необходимость поддержания профессионального уровня и дальнейшего развития навыков в этой сфере. В связи с этим делается вывод о необходимости расширения числа курсов и программ повышения квалификации для преподавателей вузов, обучающих студентов профессиональному английскому языку, и приводится пример такой программы, разработанной авторами данной статьи, которая была апробирована в РЭУ им. Г.В.Плеханова.

Литература:

1. Сизова Ю. С. Профессиональные и личные качества преподавателя иностранного языка высшей школы: взгляд студентов // Кадровик. 2020. № 5. С. 106–114.

2. Chambers F. A re-evaluation of needs analysis in ESP// The ESP Journal. 1980. Vol. 1. Is. 1. C. 25–33.

3. Averil Coxhead. Vocabulary and English for Specific Purposes Research Quantitative and Qualitative Perspectives. Routledge. 2017. 210 с.

4. Robinson P. ESP today: A practitioner’s guide // Prentice Hall. UK: Prentice Hall International, 1991. 183 с.

5. Очкалова А. А., Донгаузер Е. В. Инклюзивное образование в России: реальность и перспективы // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. С. 122–124.

6. Северцев В. А. Высшая школа: основные постановления, приказы и инструкции. М.: Советская наука, 2016. 656 c.

7. Dale Edgar. Audio-Visual Methods in Teaching. NY: Dryden Press, 1946 [Электронный ресурс]. — URL: http:// ocw.metu.edu.tr/file. php/118/dale_audiovisual_20methods_20in_20 teaching_1_.pdf. Erben Tony. Calling All Foreign Language Teachers. Computer-Assisted Language Learning in the Classroom. Routledge. 2013. 249 p.

8. Донгаузер Е. В., Кушмет Т. А. Развитие профессиональной компетентности учителя как актуальная проблема современного педагогического образования / Под ред. Т. С. Дороховой, Е. В. Донгаузер // Современные проблемы социогуманитарного образования: сборник студенческих статей. Екатеринбург: Ажур, 2016. С. 192–198.

9. Andy Gillett. Using English for Academic Purposes. A Guide for Students in Higher Education. 2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.uefap.com/index.htm (дата обращения: 08.10.2021).

10.Очкалова А. А., Донгаузер Е. В. Инклюзивное образование в России: реальность и перспективы // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. С. 122–124.

11. Профессиональные стандарты // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. — URL: http://www. fgosvo.ru/ news/21/1344 (дата обращения: 05.03.2021).

12.Телешева Т. А. Возможности дистанционных курсов в повышении квалификации педагогов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (26). С. 149–153.

13.Потапова О. В., Клечин Ю. И. Индивидуальная образовательная траектория при обучении взрослых иностранному языку по программам дополнительного образования// Педагогическое образование в России. 2019. № 9. С. 186–193.

Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и саморазвития, профессионального роста, в связи с чем предъявляет определенные специфические требования к преподавателю [1] — в данном случае преподавателю ESP.

Таким образом, можем представить современный портрет преподавателя ESP с учетом произошедших профессиональных трансформаций и требований времени. Из основных профессиональных навыков преподаватель должен обладать следующими качествами и навыками:

• адаптивностью (преподаватель должен быть гибким и открытым новым идеям, знаниям);

• способностью к обучению nonstop (особенно актуально, так как помимо английского языка на должном уровне нужно владеть дополнительной специальностью, согласно ESP);

• коммуникативностью (необходимо для налаживания общения с учащимися, особенно на специальные темы);

• организационными навыками (умение планировать и организовывать);

• пониманием технологий (использование ИКТ для улучшения качества обучения студентов) [2].

Рассмотрим задачи, стоящие перед преподавателем ESP в настоящее время:

• отбор и организация учебных материалов;

• подбор и использование методик, направленных на получение желаемых результатов обучения;

• составление эффек тивных учебных программ и планов;

• поддержка мотивации студентов [3].

Актуальным и целесообразным является создание отдельного курса или факультатива по методике преподавания ESP для магистрантов педагогических вузов на факультете иностранных языков.

Подбирая те или иные учебные материалы по иностранному языку для изучения курса, преподаватели курсов тем самым выражают свои идеи, взгляды на преподавание иностранного языка и методы обучения. Также важным элементом работы в группах ESP является предоставление студентам обратной связи с преподавателем как для организации контроля процесса обучения, так и для организации консультационной помощи студентам [4].

Для Цитирования:
Сизова Юлия Сергеевна, Зарудная Мария Владимировна, К вопросу об актуальности повышения квалификации для преподавателей английского языка для специальных целей (часть 2). Кадровик. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: