Институт наставничества известен трудовому праву еще с советских времен. Его сущность заключалась в обучении профессии поступившего на предприятие работника. К такому, как правило, молодому работнику приказом работодателя назначался наставник из числа наиболее авторитетных, опытных и квалифицированных членов трудового коллектива с целью адаптации в трудовом коллективе, обучения практическим навыкам работы после окончания учебных учреждений или в рамках производственного ученичества, а также с целью воспитания трудящейся молодежи.
В связи с тем, что в советское время широко применялась система подготовки кадров на предприятиях в форме бригадного, курсового или индивидуального обучения, наставничество являлось частью этой системы и к началу 1980-х годов носило массовый характер. На производстве работали 3,5 млн наставников. Государство поощряло их вклад в повышение производственных показателей, учредив почетное звание «Заслуженный наставник молодежи» [1]. При этом трудовым законодательством не регулировался правовой статус таких работников. Вопрос о требованиях к квалификации и опыту наставника, его обязанностях и оплате труда регулировался локальными нормативными актами организаций.
С распадом СССР, изменением экономического строя и системы профессионального образования институт наставничества утратил массовый характер и сохранился лишь в тех организациях, которые были созданы в советский период и сохранили трудовые традиции. В государственных организациях и на государственной службе в настоящее время наблюдается возрождение такой формы обучения рабочих и служащих, заключивших трудовой или ученический договор, действует и нормативно закреплен соответствующими ведомственными приказами в системе МВД, МЧС, Следственном комитете, ФАС России.
Вместе с тем легальное определение понятия «наставник» до сих пор отсутствует. В системе государственной службы под ним понимают «гражданского служащего или иное лицо, назначаемое ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в государственном органе» [2].