По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

К вопросу о возрождении правового статуса наставника как субъекта трудового права

Н.В. Новикова канд. юрид. наук, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

В статье поднимается вопрос о необходимости возрождения института наставничества, определения наставника и его правового статуса. Определяется цель наставничества, правового оформления обязанностей наставника и оплаты его труда на современном этапе развития трудового права России. Предлагается наставничество заменить тьюторством, расширить трудовую функцию тьютора, содержание его работы и сферы профессиональной деятельности.

Литература:

1. Диалектика развития трудового права: от советского периода до наших дней: избранные труды Ю.П. Орловского. — М., 2018. — С. 399.

2. Ковтков Д.И. Наставничество на гражданской службе // Законодательство и экономика. — 2016. — № 11. — С. 41–53.

3. Социальные договоры в праве: Монография / Н.Н. Тарусина, А.М. Лушников, М.В. Лушникова. — М., 2017. — С. 351.

Институт наставничества известен трудовому праву еще с советских времен. Его сущность заключалась в обучении профессии поступившего на предприятие работника. К такому, как правило, молодому работнику приказом работодателя назначался наставник из числа наиболее авторитетных, опытных и квалифицированных членов трудового коллектива с целью адаптации в трудовом коллективе, обучения практическим навыкам работы после окончания учебных учреждений или в рамках производственного ученичества, а также с целью воспитания трудящейся молодежи.

В связи с тем, что в советское время широко применялась система подготовки кадров на предприятиях в форме бригадного, курсового или индивидуального обучения, наставничество являлось частью этой системы и к началу 1980-х годов носило массовый характер. На производстве работали 3,5 млн наставников. Государство поощряло их вклад в повышение производственных показателей, учредив почетное звание «Заслуженный наставник молодежи» [1]. При этом трудовым законодательством не регулировался правовой статус таких работников. Вопрос о требованиях к квалификации и опыту наставника, его обязанностях и оплате труда регулировался локальными нормативными актами организаций.

С распадом СССР, изменением экономического строя и системы профессионального образования институт наставничества утратил массовый характер и сохранился лишь в тех организациях, которые были созданы в советский период и сохранили трудовые традиции. В государственных организациях и на государственной службе в настоящее время наблюдается возрождение такой формы обучения рабочих и служащих, заключивших трудовой или ученический договор, действует и нормативно закреплен соответствующими ведомственными приказами в системе МВД, МЧС, Следственном комитете, ФАС России.

Вместе с тем легальное определение понятия «наставник» до сих пор отсутствует. В системе государственной службы под ним понимают «гражданского служащего или иное лицо, назначаемое ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в государственном органе» [2].

Для Цитирования:
Н.В. Новикова, К вопросу о возрождении правового статуса наставника как субъекта трудового права. Кадровик. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: