По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

К вопросу о проблемах правового регулирования трудовой занятости молодежи

О.Ю. Павловская канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Отсутствие единой нормативно-правовой базы, предоставляющей социальную защиту и гарантии лицам, относящимся к категории «молодой специалист», равно как и закрепления дефиниции данного понятия на федеральном уровне, привело к наличию многочисленных определений этого понятия в различных по своему уровню нормативных актах. На практике это создает неопределенность в понимании норм, что нередко заканчивается судебными разбирательствами между сторонами трудового правоотношения.

Литература:

1. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников: Учеб. пособие / Под ред. проф. Ю.П. Орловского. — М.: КОНТРАКТ, 2014. — С. 56.

2. Положение о молодом специалисте государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы № 1429. — URL: http://sch1429c.mskobr.ru/files/ polozhenie_o_molodom_specialiste. pdf (дата обращения: 11.03.2018).

3. Государственная поддержка молодых специалистов в сельской местности. — URL: http://posobie-help.ru/subsidii/ obrazovanie/molodoj-specialistna-sele.html (дата обращения: 13.03.2018).

4. В Тульской области без работы сидят 31,7 тысяч человек. — URL: http://business71.ru/news/6302 (дата обращения: 12.03.2018).

5. http://судебныерешения.рф/ bsr/case/214511 (дата обращения: 20.03.2018).

Доминирующими факторами, которые лежат в основе снижения на рынке труда спроса на молодых работников, принято считать, с одной стороны, отсутствие у них необходимого уровня образования, недостаток профессионального опыта и дополнительных навыков.

С другой стороны, имеет место нежелание работодателей обеспечивать установленные законодательством дополнительные гарантии для осуществления трудовой деятельности молодежи, которые в основном возложены на работодателя не только по Закону о занятости населения в РФ (см., например, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.1996 № 159ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

В настоящее время действует законодательный механизм дифференцированного подхода к предоставлению дополнительных государственных гарантий по поддержке трудовой деятельности молодежи.

Так, например, установленные в ТК РФ гарантии обусловлены либо возрастом работника (глава 42 ТК РФ и иные смежные статьи) или недостаточным уровнем практических навыков молодого специалиста (например, ч. 4 ст. 70 ТК РФ), либо выполнением семейных обязанностей, связанных с рождением и воспитанием детей (глава 41 ТК РФ).

При этом наибольшее число указанных гарантий предусмотрено для несовершеннолетней молодежи, что «является проявлением особой заботы государства о сохранении физического и нравственного здоровья подрастающего поколения». Дополнительные социально-трудовые гарантии для таких лиц закреплены в ТК РФ, актах федерального законодательства, региональных актах, актах органов местного управления [1].

Специальной гарантией обеспечения трудоустройства несовершеннолетних является квотирование рабочих мест. Квоты устанавливают органы государственной власти субъектов РФ в отношении организаций, имеющих определенную численность (см., например, Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест»).

Для Цитирования:
О.Ю. Павловская, К вопросу о проблемах правового регулирования трудовой занятости молодежи. Кадровик. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: