Интерес к обозначенной проблеме вызван в связи с появившейся информацией в СМИ о том, что «Россию захлестнула волна увольнений "по собственному желанию"». По данным Росстата, в 2022 г. уход по собственному желанию был наиболее частой причиной выбытия сотрудников (77,4%), на втором месте — увольнение по соглашению сторон (7,6%). Согласно опросам за IV квартал 2024 г., 76% опрошенных россиян уволились с последнего места работы по собственному желанию. При этом в III квартале доля таких респондентов составляла 69%, год назад — 67 %.
Здесь стоит отметить, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, принцип свободы труда, права каждого распоряжаться своими способностями к труду выбирать профессию и род деятельности, закрепленный в ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), наиболее четко и последовательно проявляется в нормах, регулирующих прекращение трудового договора по инициативе работника.
Статья 80 ТК РФ закрепляет безусловное право работника прекратить трудовое отношение с работодателем по собственному желанию в одностороннем порядке.
Статья 80 ТК РФ закрепляет безусловное право работника прекратить трудовое отношение с работодателем по собственному желанию в одностороннем порядке. Это право не зависит ни от вида трудового договора, ни от характера выполняемой работником трудовой функции, ни от правового статуса работодателя [4].
Вместе с тем действующее правовое регулирование отношений по поводу применения наемного труда, опосредуемых трудовым договором, должно обеспечивать сохранение определенной стабильности данных отношений, которая достигается в том числе путем установления гарантий от произвольного увольнения работников и предполагает не только возможность увольнения работника исключительно по основаниям, предусмотренным законом, но и использование правовых механизмов увольнения в строгом соответствии с их предназначением и теми фактическими обстоятельствами, которые являются предпосылкой для применения конкретного основания увольнения (по делу о проверке конституционности п. «а» ч. 1 ст. 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В. В. Чеботарского: постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 №8-П; по делу о проверке конституционности положений ст. 36 и 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Н. В. Кургаевой»: от 12.01.2018 № 2-П; по делу о проверке конституционности ч. 1, 3 и 4 ст. 29 и п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. В. Зарубиной»: постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2022 № 29-П; по делу о проверке конституционности ч. 1–4 ст. 74 и п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М. Х. Абдуллоева: постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2024 № 22-П).