По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

К вопросу о правовой регламентации квалификации преподавателя правовых дисциплин в вузе

Васильева Ксения Валерьевна канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Московский университет им. С.Ю. Витте, 115432, г. Москва, 2-й Кожуховский пр-д, д. 12, стр. 1, E-mail: ksenia.vassilieva@gmail.com

В современных российских вузах нередки жалобы студентов юридических факультетов на то, что преподаватель, читающий ту или иную дисциплину, не является специалистом в области этой дисциплины. В статье анализируются нормы современного законодательства о высшем образовании, а также федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования направления подготовки «юриспруденция» на предмет четких требований к узкой научной и (или) практической специализации преподавателей правовых дисциплин.

Литература:

1. Орловский Ю.П., Нурдинова А.Ф., Чиканова Л.А . Настольная книга кадровика: юридические аспекты. 3-е изд. — М.: КОНТРАКТ, 2018.

Понятие квалификации вошло в современное законодательство о труде недавно. Оно было введено в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ и в настоящее время определено ст. 195.1 ТК РФ следующим образом: «Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника». При этом характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции, устанавливается особым документом, именуемым профессиональным стандартом.

В последнее время работа юридических кафедр отечественных вузов нередко осложняется конфликтами, связанными с отсутствием единого понимания ответа на вопрос, как именно следует грамотно трактовать понятие достаточной квалификации преподавателя, — в частности, встает вопрос, правомерен ли допуск преподавателя, имеющего юридическое образование общего профиля, к чтению любых правовых дисциплин вне зависимости от отрасли права, в которой указанный специалист имеет знания, умения, профессиональные навыки и опыт.

Приведем конкретный пример возникновения конфликтной ситуации: в одном из вузов при проведении конкурса на замещение вакантной должности доцента юридической кафедры вуза в соответствии с Положением о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.07.2015 № 749 и локальными нормативными актами вуза, конкурс был объявлен на чтение определенных дисциплин, относящихся к частно-правовым отраслям, — гражданского права России, гражданского права зарубежных стран, международного частного права. Свою кандидатуру на конкурс предложил соискатель, имеющий базовое юридическое образование уровня специалитета, полученное в 1997 г. Однако этот соискатель не имел никакого опыта — ни научно-исследовательского, ни практического — в сфере частного права. Всю свою профессиональную карьеру он посвятил работе в сфере административного права и административного процесса, плюс защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по научной специальности 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. В ходе заседания кафедры, по итогам которого работники кафедры должны были рекомендовать или не рекомендовать указанного соискателя к избранию по конкурсу, ему был задан вопрос, какие знания, умения, навыки и опыт он имеет по дисциплинам, предлагаемым к чтению, — на что соискатель прямо ответил, что сталкивался с ними только как студент на институтской скамье соответственно двадцать лет назад. Тем не менее соискатель был в установленном порядке избран по конкурсу на предлагаемую должность. Впоследствии от проведения занятий по международному частному праву и гражданскому праву зарубежных стран он отказался, ссылаясь на то, что в этих дисциплинах не является специалистом; по гражданскому праву России он вел практические занятия за другим лектором, однако на качество этих практических занятий от студентов поступало много жалоб, в том числе на ссылки на устаревшие правовые нормы (с 1997 г., когда этот преподаватель последний раз сталкивался с гражданским правом, фактически был принят новый Гражданский кодекс Российской Федерации). В ответ на жалобы руководство вуза поясняло студентам и их родителям, что формально квалификационные требования к указанному преподавателю соблюдены, поскольку он имеет базовое юридическое образование.

Для Цитирования:
Васильева Ксения Валерьевна, К вопросу о правовой регламентации квалификации преподавателя правовых дисциплин в вузе. Кадровик. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: