Изучению деловой и профессиональной этики в последнее время уделяется особое внимание в связи с необходимостью повышения уровня культуры деловых отношений. Особенно остро это проявляется в сфере услуг. Для формирования этики трудового поведения в сфере услуг нужно обеспечить ее понимание как основной ценности предприятия у всех работников [1].
Стоит отметить, что в некоторых локальных актах документ, регулирующий корпоративные моральные требования, называется «кодекс этического поведения», в других же — «кодекс этичного поведения». Так как понятие «этический» означает относящийся к науке этике, а «этичный» — соответствующий правилам этики или нормам поведения, считаем более уместным для отражения моральных требований к персоналу последний вариант. Также в некоторых компаниях действует «кодекс этики» или «кодекс деловой этики». В философии выделяют три раздела этики: теоретическую, нормативную и прикладную. В состав последней входят: био-, компьютерная, медицинская, социальная, политическая, экологическая, профессиональная, служебная, деловая этика.
Деловая этика как выражение общей и организационной культуры — это «совокупность моральных требований, основанных на открытости, честности, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями, а также верности данному слову» [2, с. 72]. Моральные требования являются этическими ориентирами, которыми компания должна руководствоваться в процессе финансово-хозяйственной деятельности, выстраивая партнерские отношения с субъектами бизнес-партнерства.
В трудовом праве нормы деловой этики определяют корпоративные правила поведения и взаимоотношения между руководителями и работниками, работниками со своими коллегами и партнерами. Этичное поведение работника предполагает соблюдение основных корпоративных правил и требований, установленных в той организации, в которой трудится работник. Без соблюдения правил и норм профессиональной этики работники не смогут чувствовать себя защищенными от противоправных действий, что сказывается на качестве исполнения рабочих задач.