По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

К вопросу о правовом регулировании этичного поведения работников транспортной организации

Лебедев Максим Сергеевич канд. пед. наук, доцент кафедры управления персоналом и социологии, ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 66, E-mail: lms-83@mail.ru

Рассматриваются особенности правового регулирования этичного поведения работников транспортных организаций. Выявлено отличие деловой, профессиональной, организационной, служебной этики. Определена логическая связь слогана, ценностей и принципов ОАО «РЖД» в соответствии с миссией компании. Делается вывод о необходимости правового регулирования этичного поведения и его влияния на развитие корпоративной культуры.

Литература:

1. Вильямович А. В. Проблемы формирования этики поведения работников предприятий сферы услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2016. — С. 115–118.

2. Nilsson J. Artificial Intelligence: A New Synthesis. Burlington, Massachusetts, Morgan Kaufmann Publishers. — 1998. — 513 p.

3. Гаджиева В. Люди принципа // Гудок № 127 (27707). — 2023 [Электронный ресурс]. — URL: https://gudok.ru/newspaper/?ID=1641320&archive=2023.07.20 (дата обращения: 07.04.2024).

4. Стратегия развития холдинга ОАО «РЖД» на период до 2030 года (основные положения) [Электронный ресурс]. — URL: https://ar2020.rzd.ru/pdf/ar/ru/strategic-report_strategy.pdf (дата обращения: 07.04.2024).

5. Беспалова Ю. М. Деловая этика, профессиональная культура и этикет: учебник. — М.: Флинта, 2016. — 386 с.

6. Вильвер А. С., Грищук В. А. Служебная этика муниципальных служащих администрации городского округа // Общество, экономика, управление. — №2.— Т. 5. — 2020. — С. 6–7.

Изучению деловой и профессиональной этики в последнее время уделяется особое внимание в связи с необходимостью повышения уровня культуры деловых отношений. Особенно остро это проявляется в сфере услуг. Для формирования этики трудового поведения в сфере услуг нужно обеспечить ее понимание как основной ценности предприятия у всех работников [1].

Стоит отметить, что в некоторых локальных актах документ, регулирующий корпоративные моральные требования, называется «кодекс этического поведения», в других же — «кодекс этичного поведения». Так как понятие «этический» означает относящийся к науке этике, а «этичный» — соответствующий правилам этики или нормам поведения, считаем более уместным для отражения моральных требований к персоналу последний вариант. Также в некоторых компаниях действует «кодекс этики» или «кодекс деловой этики». В философии выделяют три раздела этики: теоретическую, нормативную и прикладную. В состав последней входят: био-, компьютерная, медицинская, социальная, политическая, экологическая, профессиональная, служебная, деловая этика.

Деловая этика как выражение общей и организационной культуры — это «совокупность моральных требований, основанных на открытости, честности, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями, а также верности данному слову» [2, с. 72]. Моральные требования являются этическими ориентирами, которыми компания должна руководствоваться в процессе финансово-хозяйственной деятельности, выстраивая партнерские отношения с субъектами бизнес-партнерства.

В трудовом праве нормы деловой этики определяют корпоративные правила поведения и взаимоотношения между руководителями и работниками, работниками со своими коллегами и партнерами. Этичное поведение работника предполагает соблюдение основных корпоративных правил и требований, установленных в той организации, в которой трудится работник. Без соблюдения правил и норм профессиональной этики работники не смогут чувствовать себя защищенными от противоправных действий, что сказывается на качестве исполнения рабочих задач.

Для Цитирования:
Лебедев Максим Сергеевич, К вопросу о правовом регулировании этичного поведения работников транспортной организации. Кадровик. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: