В настоящее время государственная гражданская служба является не только одним из важнейших элементов повышения эффективности системы государственного управления в Российской Федерации в целом, но и одним из наиболее жестко регламентированных направлений [1].
Государственная служба выступает в качестве системообразующего компонента в механизме формирования и реализации государственной власти, развивающегося в едином контексте социально-политических, финансово-экономических и нравственно-этических процессов, протекающих как на внутригосударственном, так и на глобальном уровне международного взаимодействия.
При этом неоспоримым является тот факт, что в условиях реалий настоящего времени государственная служба в целом направлена на реализацию задач, связанных с:
• социально-экономическим развитием общества;
• обеспечением национально-государственной безопасности;
• сохранением территориальной целостности и суверенитета государств;
• охраной культурной, нравственной, духовной и этнической сомобытности и идентичности народа;
• охраной и защитой прав, свобод и законных интересов граждан государства и иных лиц, находящихся на его территории;
• формированием и поддержанием необходимых условий для эффективной деятельности, достойного уровня жизни и комплексного развития всех элементов механизма государства.
Сказанное делает очевидным довод о том, что эти задачи могут быть воплощены в жизнь только высококвалифицированным персоналом государственной службы, обладающим всем спектром необходимых как узкопрофильных профессиональных, так и общекультурных компетенций, реализуемых на основании системного подхода.
Построение системы государственной гражданской службы представляет собой не просто рекрутинг линейного персонала для выполнения трудовой функции, а сложный институт в рамках единой системы государственного аппарата, включающий в себя комплекс подсистем, взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга как в организационном, так и в системно-функциональном плане, выражающийся во-первых, в четком распределении кадров государственной гражданской службы по структурным единицам государственных органов (департаменты, комитеты, отделы, отделения и т. п.); во-вторых, в нормативной регламентации построения и функционирования системы горизонтальных и вертикальных властно-управленческих отношений, которые возникают и реализуются в рамках государственной гражданской службы, совокупности регламентов, инструкций и положений, которые объединяют государственных гражданских служащих в единую систему для достижения поставленных перед конкретным органом государственной власти целей; и, в-третьих, как формально определенный и нормативно регламентированный комплекс правовых статусов государственных служащих, обусловленный их должностным функционалом.