По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

К вопросу о мобильности трудовых ресурсов в Российской Федерации

Соколенко Наталья Николаевна канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процесса и международного права, Кубанский государственный университет, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149, E-mail: nat.sokolenko2014@yandex.ru
Оберемок Валентина Олеговна студентка 3 курса, Кубанский государственный университет, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149

В статье проведен анализ некоторых аспектов мобильности трудовых ресурсов в Российской Федерации, в частности понятие данного правового явления, основные цели и задачи государственной политики в данной сфере, статистические данные, в результате которого выявлены некоторые проблемы правового регулирования и предложены пути их решения.

Литература:

1. К проекту федерального закона «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части повышения мобильности трудовых ресурсов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asozd.duma.gov.ru (дата обращения: 17.09.2019).

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., доп. — М., 1997. — С. 361.

3. Анюхина И.В., Родионова Е.В. Мобильность трудовых ресурсов и транснационализация трудовых отношений: подходы российского законодателя // Закон. — 2014. — № 6. — С. 74 –81.

4. Шуйская К.Г. Внутренняя трудовая миграция // Делопроизводство и кадры. — 2015. — № 1. — С. 50–59.

5. Головина С.Ю. Оценочные понятия как инструмент гибкости в сфере регулирования трудовых отношений // Рынок труда в XXI веке: в поисках гибкости и защиты: мат-лы междунар. науч. конф. — Вильнюс, 2011. — С. 180.

6. Бахматова Т.Г. Развитие подходов к исследованию трудовой мобильности: исторический аспект // Известия Байкальского государственного университета. — 2003. — №1 (34). — С. 91–96.

7. https://rosmintrud.ru/ministry/ programms/3/1 (дата обращения: 10.10.2019).

8. Сведения о ходе реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов за январь — сентябрь 2018 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ ID=11480 (дата обращения: 15.09.2019).

9. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990 // Международное публичное право: сб. документов. — Т. 1. — М., 1996. — С. 492–515.

10. https://uscode.house.gov/view.xhtm l?path=/prelim@title15/chapter58&edition=prelim (дата обращения: 10.10.2019).

11. https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/15252649/ (дата обращения: 02.02.2019).

12. Малышев Е.А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика: монография. — М.: Юстицинформ, 2017. — С. 8.

Ситуация, сложившаяся на рынке труда Российской Федерации, характеризуется территориальной диспропорцией спроса и предложения и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью, а также территорий, испытывающих острую потребность в трудовых ресурсах. При этом диспропорция спроса и предложения в субъектах приводит к положению, при котором по отдельным профессиям в одном регионе может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в другом — переизбыток. В связи с этим в качестве механизма, используемого для стимулирования миграции трудовых ресурсов [1], в закон от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) внесены изменения в части повышения их мобильности (ст. 22.2, 22.3). Однако законодательное закрепление термина «мобильность трудовых ресурсов» отсутствует, что порождает различные подходы к его пониманию.

В самом общем смысле мобильный — это подвижный, способный к быстрому передвижению [2]. В контексте нашего вопроса И.В. Анюхина предлагает следующее толкование мобильности: «это повсеместное привлечение работников на временной основе для реализации инвестиционных проектов или в связи с расширением производства, это переводы работников для работы в другие регионы, где планируется расширить присутствие компании, для транснациональных корпораций — это международные перемещения работников в другие страны для развития деловой деятельности, осуществления контроля, передачи опыта локальным специалистам и т. д.» [3].

В качестве альтернативы этому определению К.Г. Шуйская дает понятие трудовой миграции, под которой понимается перемещение трудоспособного населения в поисках лучших условий работы или жизни [4].

Здесь следует отметить, что в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной указом президента РФ от 13.06.2012 №Пр-1490, содержалось легальное понятие «трудовая миграция» — временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг). Исходя из приведенных определений, под мобильностью трудовых ресурсов целесообразно понимать привлечение работников из одних регионов в другие с целью их дальнейшего трудоустройства для выполнения определенной трудовым договором трудовой функции.

Для Цитирования:
Соколенко Наталья Николаевна, Оберемок Валентина Олеговна, К вопросу о мобильности трудовых ресурсов в Российской Федерации. Кадровик. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: