В России, как и в ряде стран Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), в настоящее время большое значение приобретает правовое регулирование социального обеспечения и социальной защиты населения. Важным субъектом этого процесса являются кадровые службы работодателей, в обязанности которых входит прежде всего взаимодействие с фондами обязательного социального страхования, а также трудоустройство инвалидов. Особый акцент в деятельности кадровых служб приходится и на разработку стратегий участия работодателей в обеспечении занятости населения. Кроме того, работодатели зачастую разрабатывают меры социальной поддержки для своих работников, ориентируясь на сложившееся в государстве правовое регулирование данных общественных отношений. Отметим и создание в РФ в 2023 г. Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» [1], что, несомненно, требует выработки механизмов взаимодействия работодателей с данным государственным фондом.
Полагаем, что основной проблемой в сфере функционирования кадровых служб в РФ по вопросам социального обеспечения является отсутствие единого кодифицированного нормативного акта, который бы существенно оптимизировал как правовое регулирование социально-обеспечительных, так и в определенной степени трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем.
Ряд российских ученых и практиков высказываются о целесообразности кодификации в сфере социального обеспечения. Так, В. С. Аракчеев отмечает о необходимости общего социального кодекса [2], адвокат Е.А. Ворожцов выступает за его принятие, указывая, что кодификация будет способствовать общественному контролю, предлагая, в частности, закрепить разделы о безработных и инвалидах и акцентируя внимание на том, что социальный кодекс развивает принцип социального государства, закрепленный в Конституции РФ [3].
В России не разработан комплексный поход, когда все виды социального обеспечения рассматриваются в единой системе социальной защиты.