По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

К вопросу о кодификации законодательства в сфере социального обеспечения: в помощь кадровику

Гусев Алексей Юрьевич канд. юрид. наук, доцент кафедры международного права, Дипломатическая академия МИД РФ, E-mail: judgegusev@mail.ru
Батусова Екатерина Сергеевна канд. юрид. наук, доцент департамента публичного права факультета права, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», E-mail: ebatusovs@hse.ru

В России и странах ЕАЭС существуют две основные модели правового регулирования социальной защиты. В России, Армении и Азербайджане социальное законодательство не кодифицировано. В то время как в республике Казахстан и Туркмении приняты и действуют социальный кодекс и кодекс защиты населения. Можно утверждать о наличии тенденции, направленной на систематизацию социального законодательства, что позволяет решить большинство проблем в сфере правового регулирования социальной защиты, в том числе и в сфере деятельности кадровых подразделений работодателя. Для оптимизации правового регулирования требуется разработка социального кодекса, где в том числе будут систематизированы все виды социального обеспечения и четко определен правовой статус работодателя в этой сфере. Опираясь на положительный законодательный и правоприменительный опыт рассматриваемых стран ЕАЭС, работодатели уже сейчас могут выстраивать кадровую политику, нацеленную на снижение социальных рисков.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. № 232 «Осоздании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества"».

2. Аракчеев В.С. О необходимости и целесообразности принятия социального кодекса Российской Федерации// Право — 2011. — № 1 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 17.09.2023).

3. Ворожцов Е. А. Мнение адвоката. зачем социальный кодекс обычному человеку? [Электронный ресурс]. — URL: https://pensioner.party/ (дата обращения: 17.09.2023)

4. Официальный интернет-портал правовой информациию 20.11.2017, N4700201711200003 [Электронный ресурс]. — URL: www.pravo.gov.ru.

5. Литвинова В. В. Сравнительный анализ социальных кодексов субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2019.— № 3. — С. 151–160.

6. https://sozd.duma.gov.ru/bill/.

7. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2010. — С. 351.

8. Нечуйкина Е.В. Социальная защита: понятие, категории, терминология // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — СПб., 2008. — № 49. — С. 145.

9. Недошивин А.С. Доклад на Международной VI ежегодной научно-практической конференции «Юридический позитивизм и конкуренция теорий права в XIX–XXI вв.: история и современность (к 100-летию со дня смерти Г.Ф. Шершеневича) [Электронный ресурс]. — URL: http://sysanalys.ru/ (дата обращения: 17.09.2023).

10. Холостова Е. И. Теория социальной работы. — М.: Юристь, 1999.— 334с.

11. Кодекс Туркменистана от 19 октября 2012 года «О социальной защите населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2022) [Электронный ресурс]. — URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31349871 (дата обращения: 17.09.2023).

12. Социальный кодекс (Кодекс Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года № 224-VII) [Электронный ресурс]. — URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36492598 (дата обращения: 17.09.2023).

13. Якимчук С. В. Системный подход и анализ базовых понятий социальной защиты населения и ее взаимосвязь с социальным инвестированием в человеческий капитал [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 17.09.2023).

В России, как и в ряде стран Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), в настоящее время большое значение приобретает правовое регулирование социального обеспечения и социальной защиты населения. Важным субъектом этого процесса являются кадровые службы работодателей, в обязанности которых входит прежде всего взаимодействие с фондами обязательного социального страхования, а также трудоустройство инвалидов. Особый акцент в деятельности кадровых служб приходится и на разработку стратегий участия работодателей в обеспечении занятости населения. Кроме того, работодатели зачастую разрабатывают меры социальной поддержки для своих работников, ориентируясь на сложившееся в государстве правовое регулирование данных общественных отношений. Отметим и создание в РФ в 2023 г. Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» [1], что, несомненно, требует выработки механизмов взаимодействия работодателей с данным государственным фондом.

Полагаем, что основной проблемой в сфере функционирования кадровых служб в РФ по вопросам социального обеспечения является отсутствие единого кодифицированного нормативного акта, который бы существенно оптимизировал как правовое регулирование социально-обеспечительных, так и в определенной степени трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем.

Ряд российских ученых и практиков высказываются о целесообразности кодификации в сфере социального обеспечения. Так, В. С. Аракчеев отмечает о необходимости общего социального кодекса [2], адвокат Е.А. Ворожцов выступает за его принятие, указывая, что кодификация будет способствовать общественному контролю, предлагая, в частности, закрепить разделы о безработных и инвалидах и акцентируя внимание на том, что социальный кодекс развивает принцип социального государства, закрепленный в Конституции РФ [3].

В России не разработан комплексный поход, когда все виды социального обеспечения рассматриваются в единой системе социальной защиты.

Для Цитирования:
Гусев Алексей Юрьевич, Батусова Екатерина Сергеевна, К вопросу о кодификации законодательства в сфере социального обеспечения: в помощь кадровику. Кадровик. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: