По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

К вопросу о достаточности правового регулирования цифрового профиля работника*

Кучина Юлия Александровна канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права, ФГБОУ ВО УрГЮУ им. В. Ф. Яковлева, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21, E-mail: kuchinau@mail.ru

В работе рассмотрены правовые основы внедрения нового цифрового инструмента в сферу управления персоналом — цифрового профиля работника. Автор приходит к выводу, что законодательство о защите информации и персональных данных в настоящее время позволяет обеспечивать функционирование цифрового профиля работника, однако нуждается в доработке, прежде всего относительно определения правовых требований к использованию автоматизированных способов обработки информации в целях большей защиты трудовых прав работников и повышения качества их трудовой жизни.

Литература:

1. Егорова Э. Цифровой профиль сотрудника. Зачем бизнесу понадобился новый инструмент и какой от него толк// Директор по персоналу. — 2021. — № 10 [Электронный ресурс]. — URL: https://e.hr-director.ru/925652 (дата обращения: 01.07.2025).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2024 № 1510 «О проведении эксперимента по апробации правил и условий въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» // СЗ РФ. — 2024. — № 47. — Ст. 7114.

3. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. (утв. Правительством Российской Федерации) // СПС Гарант.

4. Минобрнауки хочет готовить квалифицированные иностранные кадры для работы в РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2025/03/24/1099703-minobrnauki-hochet-gotovit-kvalifitsirovannie-inostrannie-kadri (дата обращения: 02.07.2025).

5. Пульс-платформа полного HR-цикла управления талантами от Сбера [Электронный ресурс]. — URL: https://lifel.ru/sber-pulse (дата обращения: 03.072025).

6. ПМЭФ 2025. «Оператор Газпром ИД» презентовала ряд цифровых продуктов — URL: https://www.rbc.ru/industries/videos/685ad6c59a794705b242da80 (дата обращения: 03.07.2025).

7. Омский педагогический: новые образовательные форматы и цифровая трансформация [Электронный ресурс]. — URL: https://omgpu.ru/news/omskiy-pedagogicheskiy-novye-obrazovatelnye-formaty-i-cifrovaya-transformaciya (дата обращения: 03.07.2025).

8. Имгрунт С. И. Правовое регулирование в условиях цифровизации: проблемы и перспективы // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2022. — № 2. — С. 130. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2022-1-2-129-134.

9. Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» // СЗ РФ. — 2012. — № 45. — Ст. 6257.

10. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 28.10.2022 № 179 «Об утверждении Требований к подтверждению уничтожения персональных данных» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: www.pravo.gov.ru.

11. Постановление Правительства РФ от 06.07.2008 г. № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных» // СЗ РФ. — 2008. — № 28. — Ст. 3384.

12. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 28.10.2022 № 180 «Об утверждении форм уведомлений о намерении осуществлять обработку персональных данных, об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о намерении осуществлять обработку персональных данных, о прекращении обработки персональных данных» // Российская газета. — 2022. 19 декабря.

13. Подготовлен Минкомсвязью России, ID проекта 04/13/03-19/00089871) // СПС КонсультантПлюс.

14. Цифровое право: учебник / Под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой. — М.: Проспект, 2020. — 640 с.

15. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.03.2023 № 333 «Об утверждении Методики расчета показателя "Доля массовых и государственных сервисов, обеспеченных возможностью их получения с использованием цифрового профиля гражданина" федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и внесении изменений в некоторые приказы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» // СПС Гарант.

16. Жарова А. К. Вопросы обеспечения безопасности цифрового профиля человека // Юрист. — 2020. — № 3.

17. Рекомендация СМ/Rec (2010)13 Комитета министров странам-членам по вопросам защиты частных лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных в контексте профилирования граждан (утверждена Комитетом министров 23.11.2010) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.refworld.org/ru/legal/resolution/coeministers/2012/ru/88932 (дата обращения: 06.07.2025).

18. Мочалов А. Н. Цифровой профиль: основные риски для конституционных прав человека в условиях правовой неопределенности // Lex russica. — 2021. — Т. 74. — № 9. — С. 97. DOI: 10.17803/1729-5920.2021.178.9.088-101.

19. Московская компания Infowatch запатентовала программу для прогнозирования увольнения сотрудников [Электронный ресурс]. — URL: https://moskvichmag.ru/gorod/moskovskaya-kompaniya-infowatch-zapatentovala-programmu-dlya-prognozirovaniya-uvolneniya-sotrudnikov/ (дата обращения: 05.07.2025).

* Исследование выполнено при финансовой поддержке УрГЮУ им. В. Ф. Яковлева в рамках реализации проекта ведущей научной школы № ВНШ/25-СГ.

Взятый нашей страной курс на построение цифровой экономики затронул все сферы жизни общества. Не стала исключением и сфера труда: в трудовое законодательство были внесены, а позднее и усовершенствованы нормы, направленные на регулирование труда дистанционных работников; работодатели получили возможность взаимодействовать с работниками посредством электронного кадрового документооборота через собственную информационную систему или используя единую цифровую платформу «Работа в России»; информационная система Роструда «Онлайнинспекция.рф» позволила работодателям с помощью сервиса «Трудовой навигатор» выстроить правильный алгоритм проведения кадровых мероприятий, а «Банк типовых документов» направлен на помощь работодателю в их документировании.

Активно используется в кадровой деятельности и искусственный интеллект: так, с помощью сервиса «Электронный инспектор» работодателю можно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства, что позволяет минимизировать негативные последствия контроля (надзора) со стороны Государственной инспекции труда; информационные системы с технологиями искусственного интеллекта используются при проведении обязательных медицинских осмотров, HR-роботы помогают при подборе персонала, обрабатывая и записывая разговоры с соискателями, анализируя их эмоции и генерируя отчет работодателю.

Новым направлением внедрения искусственного интеллекта в сферу труда становится цифровизация кадров или разработка и использование цифрового профиля работника — его своеобразного «digital-двойника», который аккумулирует «всю доступную информацию о человеке: от биографических данных, опыта в разных компаниях, навыков до рабочих задач, достижений и результатов оценки» [1]. Активное участие в создании цифровых профилей принимает государство: в частности, одним из итогов проводимого до конца июня 2026 г. эксперимента по апробации правил и условий въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства [2] должно стать создание цифрового профиля данных категорий граждан; способствовать повышению конкурентоспособности отечественного высшего образования, реализации мер по привлечению иностранных абитуриентов на обучение в российские образовательные организации высшего образования будет и единый цифровой профиль иностранного студента [3], помогающий в выстраивании образовательной траектории и на ее основе будущей профессиональной деятельности в Российской Федерации [4]. В ведомственной программе цифровой трансформации Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. один из показателей цифровой трансформации звучал как «доля медицинских работников, для которых сформирован цифровой профиль медицинского работника медицинской организации». Активно внедряются цифровые профили и в иных сферах: ПАО «Сбербанк» в 2022 г. внедрило HR-платформу «Пульс», частью которой является цифровой профиль работников [5], на Петербургском экономическом форуме 2025 г. компанией «Оператор Газпром ИД» была презентована операционная система развития сотрудников и команд HERO с аналогичной структурной компонентой [6], цифровой профиль преподавателя разработан в Омском государственном педагогическом университете [7] и т. д.

Для Цитирования:
Кучина Юлия Александровна, К вопросу о достаточности правового регулирования цифрового профиля работника*. Кадровик. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: