Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее — пандемия COVID-19) не только породила новые проблемы в сфере оплаты труда, связанные прежде всего с появлением новой категории «нерабочие дни» [1, 3, 4–5, 8, 21–22], но и обострила старые, касающиеся, в частности, уменьшения размера заработной платы.
Стремление работодателей минимизировать свои издержки на оплату труда персонала являются понятными, поскольку в период действия ограничительных мер, введенных в отдельных субъектах РФ в рамках режима повышенной готовности, наблюдается экономический спад, вызванный уменьшением объемов производства или приостановкой осуществления предпринимательской деятельности и, соответственно, влекущий снижение доходов у предпринимателей.
Так, согласно данным Росстата, в 2020 г. из-за ограничительных мер, направленных на борьбу с пандемией COVID-19, ВВП снизился на 3,1% по сравнению с 2019 г. Особенно пострадали отрасли, связанные с обслуживанием населения: на 24,1% сократился ВВП в гостиничном и ресторанном секторе, на 11,4 — в учреждениях культуры и спорта, на 10,3 — в транспортных предприятиях, на 6,8 % — в организациях, оказывающих иные услуги населению [7]. Деловая активность организаций в России была на самом низком уровне за последние несколько лет [2]. Мерами государственной поддержки могли воспользоваться не все предприниматели. В большей степени они были предусмотрены только для бизнеса, осуществляющего деятельность в наиболее пострадавших сферах [5]. В такой ситуации изменение системы оплаты труда на ту, которая позволяет оплачивать труд работников соразмерно выполненному ими объему работы, является одним из эффективных способов оптимизации расходов на оплату труда персонала.
Заработная плата зависит в совокупности от коллективных и индивидуальных результатов труда.
Прежде чем перейти к трудоправовым вопросам применения долевой системы оплаты труда, рассмотрим ее сущность и соотношение со сдельной и повременной системами оплаты труда.