Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции РФ признана социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Одним из важнейших показателем выполнения государством данной обязанности является уровень пенсионного обеспечения, зависящий напрямую от размеров пенсий.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Забота о престарелых, нетрудоспособных, детях признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.
Таким образом, пенсионное обеспечение выступает одной из важнейших государственных гарантий развития общества.
Особенно важное значение право на пенсию приобретает в период кардинальных экономических и социально-политических реформ, когда именно социальная сфера может продемонстрировать невыполнение государством своих международных обязательств и конституционных норм, призванных обеспечить достойную жизнь каждого человека и гражданина.
Пенсионная система в каждой стране зависит от специфики ментальных, исторических, политических, экономических и финансовых условий, а ее реформирова ние обусловлено характером демографических тенденций, делающих неэффективным сохранение распределительного пенсионного механизма.
Помимо демографических проблем, в различных странах существуют финансовые, организационные и прочие проблемы, которые в еще большей степени обусловливают актуальность осуществления пенсионной реформы.
Законопроектом предлагается сохранить отдельные льготы, в том числе касающиеся досрочного выхода на пенсию.
В современных условиях в России данные вопросы стоят особенно остро, определяя вектор развития изменения пенсионной системы. Политика в области пенсионного обеспечения является одним из рычагов государственного воздействия на экономику.