По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.108.4

К вопросу изучения этапов карьеры

Кубатова Анастасия Сергеевна старший преподаватель, кафедра региональной экономики и управления человеческими ресурсами, Омский государственный университет, 644053, Россия, г. Омск, пл. Лицкевича, д. 1
Половинко Владимир Семенович д-р экон. наук, профессор, кафедра региональной экономики и управления человеческими ресурсами, Омский государственный университет, 644053, Россия, г. Омск, пл. Лицкевича, д. 1

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты изучения карьеры и этапов. Актуальность изучения карьеры обоснована тем, что мир активно меняется, сотрудник и компания должны быть готовы к изменениям. Карьера — один из инструментов управления командой. Умение управлять своей карьерой — залог самореализации и идентификации себя в обществе. В статье приведены различные подходы к определению понятия «карьера». Рассмотрены процессный и субъектно-ориентированный подходы к определению понятия «карьера», различные классификации выделения этапов развития карьеры. Проведен сравнительный анализ данных классификаций. Сделан вывод о возможности пересмотра этапов развития карьеры в их временных рамках в связи с постоянным изменением и развитием современного мира и человека в нем.

Литература:

1. Академия НАФИ. Аналитический центр [Электронный ресурс]. — URL: https://nafi.ru/analytics/soft-ili-hard-skills-rossiyane-nazvali-neobkhodimye-navyki-dlya-uspeshnoy-karery-/ (дата обращения: 15.09.2024).

2. Super D. E. et al. Vocational Development: A Framework of Research. — N. Y, 1957.

3. Atanasoff L., Rayman J. Holland’s Theory and Career Intervention: The Power of the Hexagon // Journal of Vocational Behavior. — 1999. — Vol. 55.

4. Родионов М. Г. Теория профессионального развития карьеры Д.Сьюпера // Социально-экономическое развитие регионов в условиях цифровой трансформации // Издательство ОмГА. — 2024. — № 2. — С. 145–152.

5. Смирнова И. Ю. Классификация трудностей карьеры и путей их решения у преподавателей вузов на начальном этапе развития карьеры // Аграрное образование и наука. — 2023. — № 4. — С. 11–19.

6. Лоретц О. Г., Юрченко Н. А., Кот Е. М., Ручкин А. В., Смирнова И. Ю. Трудности карьеры и способы их разрешения на этапе продвижения // Образование и право. — 2023. — № 10. — С. 79–86.

7. Алиев М. Ф., Кривопусков В. В. Современные тенденции в управлении и развитии карьеры сотрудников // Социально-гуманитарные технологии. — 2024.— № 1 (29). — С. 25–33.

8. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: учебно-практическое пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Интел-Синтез, 2002. — 368 с.

9. Hall D. T. Career in organizations. — Pasific Palisades: Goodyear Glenview, 1976. — 236 p.

10. Гринберг Дж., Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике / Пер. с англ.: О. В. Бредихина, В. Д. Соколова. — М.: Вершина, 2004. — 912 с.

11. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. — М.: Питер, 2004. — 680 с.

12. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2003. — 495 с.

13. Кибанов А. Я. Управление деловой карьерой персонала // Управление персоналом организации. — М.: ИНФРА, 1997. — 512 с.

14. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 560 с.

15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].— URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.09.2024).

16. Усманова Н. М., Рузиев Р. М. Новые тенденции развития личной карьеры // International scientific-online conference. — 2024. — Т. 3. — № 28. — С. 125–128.

17. Гайфуллин А. Ю. Социологический анализ трудоустройства выпускников вузов: имеющийся опыт и ожидания // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2023. — Т. 13. — № 3. — С. 231–243.

18. Skillbox — образовательная платформа с онлайн-курсами [Электронный ресурс]. — URL: https://skillbox.ru/media/education/issledovanie-rabota-vo-vremya-uchyeby-v-vuze-ne-meshaet-khoroshey-uspevaemosti/ (дата обращения: 15.09.2024).

19. Журавлева И. И., Тимошкова Н. Д. Исследование проблем трудоустройства молодежи // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2017. — № 1 (6). — С. 44–48.

20. Шахматова Н. В. Работающие пенсионеры в России и регионе: тенденции и проблемы // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. — 2021.— № 4. — С. 413–420.

21. Парфенова О. А. Траектории продленной занятости после 60 лет у представителей творческих и интеллектуальных профессий // The Journal of Social Policy Studies. — 2023. — Т. 21. — № 3. — С. 539–550.

В мире, где каждый из нас сталкивается с выбором своего профессионального пути, карьера играет огромную роль в нашей жизни. Исследование аналитического центра НАФИ от августа 2023 г. показывают, что 86 % работающих россиян желают и заинтересованы развиваться вверх по карьерной и профессиональной лестнице [1]. Одним из факторов эффективной деятельности компаний является грамотное построение и управление карьерой своих сотрудников. Для построения процессов управления карьерой важно понимать, какие этапы (стадии) карьеры сотрудник проходит в течение своей трудовой деятельности. В условиях растущей конкуренции следует рассмотреть возможность пересмотра этапов карьеры под современные реалии. Целью данного исследования является анализ теоретических основ классификации этапов карьеры, выявление критериев и оценка возможности применения данных классификаций в настоящее время. На текущий момент, с ускорением мира и дефицитом кадров, стоит рассмотреть возможность пересмотра этапов и временных промежутков этапов карьеры. В процессе исследования использовались теоретические методы исследования, а именно анализ и синтез, описание и сравнительный анализ, формализация и анализ литературы.

86 % работающих россиян желают и заинтересованы развиваться вверх по карьерной и профессиональной лестнице.

На основе анализа публикаций касающихся проблем карьеры, ее развития и управления, можно выделить два основных подхода к пониманию сущности карьеры в управлении персоналом и менеджменте: процессный подход и субъектно-ориентированный. В данной статье мы будем изучать классификации этапов карьеры, которые существуют в литературе, поэтому будем рассматривать карьеру с точки зрения процессного подхода.

Доналд Супер [2], Джон Холланд [3] и другие ученые и практики внесли значительный вклад в понимание процессов карьерного развития [2, 3]. В статье И. Ю. Смирновой [5] освещаются вопросы ранних этапов карьеры на примере преподавателей вуза. Она выделяет три этапа: испытательный (до 30 лет); консолидации (31–45 лет); сохранения профессиональных навыков (после 45 лет). В статье представлены результаты исследования трудностей на ранних этапах карьеры: неясное представление о своих обязанностях, ограничения в знаниях и опыте педагогической практики, затруднения в процессе адаптации. Однако данное исследование рассматривает карьеру на примере конкретной профессии преподавателя. Таким образом, выделенные этапы являются специфичными для данной сферы.

Для Цитирования:
Кубатова Анастасия Сергеевна, Половинко Владимир Семенович, К вопросу изучения этапов карьеры. Кадровик. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: