В мире, где каждый из нас сталкивается с выбором своего профессионального пути, карьера играет огромную роль в нашей жизни. Исследование аналитического центра НАФИ от августа 2023 г. показывают, что 86 % работающих россиян желают и заинтересованы развиваться вверх по карьерной и профессиональной лестнице [1]. Одним из факторов эффективной деятельности компаний является грамотное построение и управление карьерой своих сотрудников. Для построения процессов управления карьерой важно понимать, какие этапы (стадии) карьеры сотрудник проходит в течение своей трудовой деятельности. В условиях растущей конкуренции следует рассмотреть возможность пересмотра этапов карьеры под современные реалии. Целью данного исследования является анализ теоретических основ классификации этапов карьеры, выявление критериев и оценка возможности применения данных классификаций в настоящее время. На текущий момент, с ускорением мира и дефицитом кадров, стоит рассмотреть возможность пересмотра этапов и временных промежутков этапов карьеры. В процессе исследования использовались теоретические методы исследования, а именно анализ и синтез, описание и сравнительный анализ, формализация и анализ литературы.
86 % работающих россиян желают и заинтересованы развиваться вверх по карьерной и профессиональной лестнице.
На основе анализа публикаций касающихся проблем карьеры, ее развития и управления, можно выделить два основных подхода к пониманию сущности карьеры в управлении персоналом и менеджменте: процессный подход и субъектно-ориентированный. В данной статье мы будем изучать классификации этапов карьеры, которые существуют в литературе, поэтому будем рассматривать карьеру с точки зрения процессного подхода.
Доналд Супер [2], Джон Холланд [3] и другие ученые и практики внесли значительный вклад в понимание процессов карьерного развития [2, 3]. В статье И. Ю. Смирновой [5] освещаются вопросы ранних этапов карьеры на примере преподавателей вуза. Она выделяет три этапа: испытательный (до 30 лет); консолидации (31–45 лет); сохранения профессиональных навыков (после 45 лет). В статье представлены результаты исследования трудностей на ранних этапах карьеры: неясное представление о своих обязанностях, ограничения в знаниях и опыте педагогической практики, затруднения в процессе адаптации. Однако данное исследование рассматривает карьеру на примере конкретной профессии преподавателя. Таким образом, выделенные этапы являются специфичными для данной сферы.