По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Измерение конфликта как способ предупреждения и разрешения противоречий

Жданкин Николай Александрович д-р техн. наук, академик РАЕН, профессор НИТУ «МИСиС», президент ООО «РЕГУЛКОНСАЛТ» 119049, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 4, кафедра ПМ, E-mail: nzhdankin@yandex.ru
Кошевцова Яна Владимировна студентка, НИТУ «МИСиС»

В статье рассматриваются актуальные вопросы конфликтов на работе. Показано, что при всей видимой негативности конфликты имеют позитивное значение, поскольку позволяют выявить противоречия в работе коллектива. Они — своеобразный индикатор работы предприятия и выявления больных мест, устраняя которые, можно реально повысить эффективность работы. Измерение конфликта по основным конфликтогенным факторам позволяет на ранних стадиях выявить конфликтную ситуацию и либо сразу погасить ее, либо подготовиться к эскалации конфликта и эффективно решить его на дальнейших этапах. Приведены примеры измерения конфликта и разработки рекомендаций по его разрешению.

Литература:

1. Жданкин Н.А. Менеджмент. Управление в цифровой экономике (курс лекций). — М.: Изд. Дом НИТУ «МИСиС», 2020. — 252 с.

2. Милгром П. Экономика, организация и менеджмент. — СПб.: Экономическая школа, 2013. — 517 с.

3. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2014. — 320 с.

4. Ожиганов Р.В., Полякова О.В. Управление человеческими ресурсами фирмы: эффективное преодоление конфликтов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2013. — № 2 (6). — С. 231–236.

5. Валиуллова А.А. Управление конфликтами в современных российских организациях // Научный журнал. — 2018. — № 3 (26). — С. 112–117.

6. Баннова М.А. Управление конфликтами в организации // Мировая наука. — 2019. — № 3 (24). — С. 99–101.

7. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2015. — 576 с.

8. Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финпресс, 2018. — 304 с.

Конфликт — это способ разрешения противоречий.

(Китайская народная поговорка)

Любому менеджеру хорошо известно, как конфликты отравляют атмосферу в компании или подразделении, вызывая массу негативных эмоций в коллективе. И большинство менеджеров считают, что конфликты — это зло, они имеют отрицательную окраску, поэтому с ними надо срочно бороться, гася их в зародыше. Однако это не совсем так, вернее, совсем не так.

Действительно, конфликты сопровождают любой тип взаимодействия людей, особенно связанных с достижением общих целей. Каждый по-своему видит пути развития и способы их реализации, поэтому и возникают разногласия. Фактически без конфликтов не обходится ни один тип организационного поведения ни в одной компании. Подсчитано, что конфликты сотрудников занимают приблизительно 15% рабочего времени, т. е. потери довольно существенные. Еще больше времени уходит у руководителей на решение спорных ситуаций и управление конфлик тами — в отдельных организациях вплоть до половины рабочего времени. Но в то же время можно говорить о том, что конфликт является одним из источников развития организации, однако это один из самых рискованных способов развития, поскольку конфликт далеко не всегда заканчивается успешным разрешением. Очень часто он может закончиться распадом организации или уходом ключевого сотрудника, что порой равносильно распаду [1].

Фактически без конфликтов не обходится ни один тип организационного поведения ни в одной компании.

Мастерство управления конфликтом основывается на профессионализме менеджера и его глубоких знаниях о природе, технологии и специфике конкретного конфликта. Не надо бояться конфликтов, ведь конфликт — это норма отношений, которая проявляется в случае каких-то проблем в организации и возникающих на их основе разногласий. Поэтому прежде чем непосредственно начать работу над самим конфликтом, необходимо выявить его природу. Это самое главное. Необходимо понять, откуда «растут ноги» конфликта, в чем заключается его коренная причина. Поняв это, дальше всё будет делом техники. Задача менеджера заключается не столько в ликвидации конфликтов, сколько в способности исправлять проблемные ситуации, лежащие в их основе, и использовать последствия конфликта как можно более функционально, извлечь из него уроки и направить энергию враждующих сторон в мирное русло. Имеется в виду развитие отношений в коллективе, разработка инноваций, поиск новых идей, альтернативных уже принятым решениям и т. д. Поэтому на любой конфликт надо смотреть исключительно с позитивной точки зрения, хоть это порой и трудно сделать. Часто эмоции застилают глаза, но в том и заключается мудрость руководителя, чтобы трезво оценить ситуацию и добиться эффективного управления конфликтом [2].

Для Цитирования:
Жданкин Николай Александрович, Кошевцова Яна Владимировна, Измерение конфликта как способ предупреждения и разрешения противоречий. Кадровик. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: