В системе прохождения государственной службы происходят существенные изменения, которые повлияли как на принципы конкурсного отбора служащих и включения их в кадровый резерв государственных органах, так и на изменение требований к занятию должностей и даже оценке профессиональных компетенций служащих при реализации ими отдельных проектов, а также привели к коренному изменению принципов дополнительного профессионального образования при планировании и проведении обучения по программам дополнительного образования.
Так, например, вступивший в силу федеральный закон от 30.06.2016 № 224-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установил новые требования к уровню образования государственных служащих в зависимости от категории должностей, а также уточнил и детализировал формат занятия должностей при прохождении конкурсного отбора [1].
Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей, в соответствии с данным нормативным актом, необходимо наличие высшего образования не ниже уровня специалитета или магистратуры. Исключения коснулись только граждан, получивших образование до 29 августа 1996 г. и претендующих на замещение таких должностей, а также гражданских служащих, уже получивших образование не выше бакалавриата и назначенных на такие должности до 1 июля 2017 г.
Третья категория — обеспечивающие специалисты старшей и младшей групп должностей теперь должны иметь профессиональное образование. Ранее в число квалификационных требований к ним входило наличие среднего образования, и также не было установлено, что это обязательно (ч. 4 ст. 12 закона о гражданской службе) [2].
В развитие данного направления 11 августа 2016 г. принят указ президента РФ №403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2016–2018 годы», в соответствии с которым профессиональное развитие государственных гражданских служащих будет являться основным направлением развития на ближайшие два года. Документом предусмотрено создание единого информационно-коммуникационного пространства в системе гражданской службы, в котором будет определено создание единой информационной системы управления кадровым составом, введен единый электронный документооборот, обеспечена автоматизированная проверка сведений, представляемых гражданами, поступающими на федеральную государственную гражданскую службу, а также внедрена в 2019 г. единая методика проведения конкурса [3].