По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 35.077 DOI:10.33920/igt-2-2306-04

Изменение системы франчайзинга гостиничных комплексов в условиях развития внутреннего туризма

Е. А. Николаенко ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В.Плеханова», г. Москва, e-mail: nikolaenko@mail.ru

На данный момент франчайзинг во многих сферах деятельности набирает популярность, гостиничный бизнес не стал исключением. Для понимания актуальности системы франшиз в России наряду с геополитическими и экономическими обстоятельствами рассмотрены нижеперечисленные факты и предположения. Упомянуто понятие франшизы, проиллюстрированы ее отрицательные и положительные стороны. В качестве примера внедрения зарубежных практик управления франшизой был приведен кейс о появлении «Рэдиссон-СаС» в Сочи и проиллюстрированы последствия такой меры в гостиничную практику РФ. Впоследствии представлена статистика по уровню привлекательности отелей на территории России в 2019 и 2022 гг. Рассмотрены перспективы развития туризма и гостиничного дела в пределах ЕЭАС. Далее упомянуты вариации франчайзинга отелей различного ценового сегмента и наиболее развитые из них. Уделено отдельное внимание уже совершившим прорыв гостиничным комплексам. В соответствии с таким довольно удачным опытом ведения гостиничного бизнеса утверждено несколько мер, реализованных в рамках социальной, экологической и имиджевой политики компаний. В качестве итога выделен негативный аспект системы отельных комплексов в России, связанный с низкой скоростью адаптации к геополитическим условиям.

Литература:

1. Бизнес-планирование в туризме: учебное пособие / Д. А. Сизова. — М.: Российский новый университет, 2010. — 144 c. [Электронный ресурс]. — URL: https://www. iprbookshop.ru/21264.html (дата обращения: 02.04.2023).

2. Гостиничное дело: учебное пособие / И. Ф. Игнатьева, И. Н. Чурилина, Т. Ю. Анисимов и др.; под ред. И. Ф. Игнатьевой, И. Н. Чурилиной; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ), 2020. — 300 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=692467 (дата обращения: 02.04.2023).

3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / А. Л. Абаев, В. А. Алексунин, М. Т. Гуриева и др.; под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина, М. Т. Гуриевой. — 3-еизд., перераб. — М.: Дашков и К°, 2021. — 433 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=600314 (дата обращения: 02.04.2023).

4. Предпринимательская деятельность в туризме: учебное пособие / Е. И. Макринова, Е. В. Матузенко, В. В. Лысенко. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2021. — 158 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614300 (дата обращения: 02.04.2023).

5. Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации // Сборник научных трудов Севастопольского экономико-гуманого института (филиал), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». — 2020. — 439 с. [Электронный ресурс]. — URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44065738&selid=44072483 (дата обращения: 01.04.2023).

6. Реклама в туризме и гостеприимстве: учебное пособие / Е. В. Кулагина, И. Е. Карасев; Омский государственный технический университет. — Омск: Омский государственный технический университет (ОмГТУ), 2020. — 117 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=682977 (дата обращения: 02.04.2023). ISBN 978-5-8149-3054-5.

7. Сервис: организация, управление, маркетинг: учебник / Е. Н. Волк, А. И. Зырянов, А.А. Лимпинская, Н. В. Харитонова. — 3-е изд. — М.: Дашков и К°, 2022. — 248 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=697061 (дата обращения: 02.04.2023).

8. Специфика организации и технологии обслуживания гостиничного фонда: учебное пособие / Ю. М. Елфимова, А. Г. Иволга, К. Ю. Михайлова, Т. А. Радишаускас; Ставропольский государственный аграрный университет, кафедра туризма и сервиса. — Ставрополь: Секвойя, 2016. — 74 с. [Элек тронный ресурс].— URL: https://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=485027 (дата обращения: 02.04.2023).

9. Тенденции развития туристического и гостиничного бизнеса в России: Бюллетень науки и практики / Е. Ю. Никольская, Г. М. Дехтярь; РЭУ им. Г. В. Плеханова, РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва, 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.researchgate. net/publication/331789857_Development_trends_of_tourist_and_hotel_business_in_Russia.

1. Business planning in tourism: textbook. D.A. Sizova. Moscow: Russian New University, 2010, 144 p. Available at: https://www.iprbookshop.ru/21264.html (accessed: 04.02.2023).

2. Hotel business: textbook. I. F. Ignatieva, I. N. Churilina, T. Yu. Anisimov and others; ed. I. F. Ignatieva, I. N. Churilina; Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen. St. Petersburg: Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen (RGPU), 2020, 300 p. Available at: https:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=692467 (accessed: 04.02.2023).

3. Marketing in industries and areas of activity: textbook. A. L. Abaev, V. A. Aleksunin, M.T.Gurieva [and others]; ed. A. L. Abaeva, V.A. Aleksunina, M.T. Gurieva. 3rd ed., revised. Moscow: Dashkov i K°, 2021, 433 p. Available at: https://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=600314 (date of access: 04.02.2023).

4. Entrepreneurial activity in tourism: textbook. E. I. Makrinova, E. V. Matuzenko, V.V. Lysenko. Moscow; Berlin: Direct-Media, 2021, 158 p. Available at: https://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=614300 (accessed: 04.02.2023).

5. Problems and prospects for the development of tourism in the Russian Federation. Collection of scientific papers Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch), Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky", 2020, 439 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=44065738&selid=44072483 (accessed: 04.01.2023).

6. Advertising in tourism and hospitality: textbook. E. V. Kulagina, I. E. Karasev; Omsk State Technical University. Omsk: Omsk State Technical University (OmSTU), 2020, 117 p. Available at: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=682977 (accessed: 04.02.2023). ISBN 9785-8149-3054-5.

7. Service: organization, management, marketing: textbook. E.N. Volk, A. I.Zyryanov, A.A. Limpinskaya, N.V. Kharitonova. 3rd ed. Moscow: Dashkov i K°, 2022, 248 p. (Educational publications for bachelors). Available at: https://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=697061 (date of accessed: 04.02.2023).

8. The specifics of the organization and technology of servicing the hotel stock: textbook. Yu. M. Elfimova, A. G. Ivolga, K. Yu. Mikhailova, T. A. Radishauskas; Stavropol State Agrarian University, Department of Tourism and Service. Stavropol: Sequoia, 2016, 74 p. Available at: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485027 (accessed: 04.02.2023).

9. Trends in the development of tourism and hotel business in Russia: "Bulletin of Science and Practice". Nikolskaya E. Yu., Dekhtyar G. M.; REU them. G. V. Plekhanova, RANEPA under the President of the Russian Federation, Moscow, 2019. Available at: https://www.researchgate. net/publication/331789857_Development_trends_of_tourist_and_hotel_business_in_ Russia.

Стоит начать с базового понимания франшизы в бизнесе на территории Российской Федерации. Франчайзинг, или франшиза, — это совокупность договорных и заранее оговоренных взаимосвязей экономических субъектов, при которых право на управление бизнесом передается от франчайзера (стороны инициации рыночных отношений) к франчайзи (стороне принятия части права на владение собственностью).

Соответственно, франшиза подразумевает расширение организации на несколько отделений в пределах определенной местности. При этом у франчайзи нет автономии, что ограничивает возможность выдвижения и реализации инициативы. Более того, существуют некоторые стандарты, в соответствии с которыми франшизам необходимо взаимодействовать и вводить правила внутреннего распорядка. Также к одному из достаточно крупных недостатков данного вида ведения бизнеса относят высокий риск к утрате социальной репутации или потере клиентского доверия, что может снизить уровень спроса на блага главного центра размещения и передачи франшизы.

Однако стоит также рассмотреть возможные положительные эффекты при введении такой системы. По статистике, около 86% предприятий, использующих формат франчайзинга, не только окупаются, но и зачастую становятся лидерами в своей отрасли. К тому же выделяют высокий уровень удовлетворения и проявления лояльности потребителями благодаря узнаваемому бренду. В заключение стоит упомянуть экономию времени на запуск отделения франшизы. Во-первых, документооборот в данной сфере не столь прост, как кажется, но оформляется достаточно быстро. Во-вторых, нормы корпоративной социальной ответственности и меры социальной политики компании уже предоставляются основным штабом компании и соответствующим законодательством. В-третьих, как правило, совокупность мер рекламы, связей с общественностью и маркетинга распространяется и на франчайзи, соответственно, дополнительный «креативный» персонал в области разработки рекламной стратегии не требуется.

В связи с факторами, упомянутыми ранее, в том числе и сфера гостиничного бизнеса стала перенимать систему франчайзинга. Но отметим, что после появления данной организации ведения гостиничного предприятия повысился уровень требований, предъявляемых к сервису. Рассмотрим кейс, подтверждающий вышесказанное. В 1994 г. появилась новая отельная франшиза «Рэдиссон-СаС» в Сочи. Упомянутая организация уже имела практически безупречную репутацию за границей, и в связи с этим владельцы новой франшизы предложили в качестве эксперимента основному штабу компании «Рэдиссон» предоставить единые стандарты в управлении отделением в России. Как результат, в РФ повысился уровень оказания гостиничных и туристских услуг в некоторой доле отелей городов-курортов и мест государственной значимости.

Для Цитирования:
Е. А. Николаенко, Изменение системы франчайзинга гостиничных комплексов в условиях развития внутреннего туризма. Гостиничное дело. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: