По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Избрание по конкурсу на вакантные должности

Драчук Мария Александровна канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой трудового и социального права, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 644065, г. Омск, ул. 50 лет Профсоюзов, д. 100/1, Е-mail: maria.omsu@mail.ru

В настоящей статье анализируются требования трудового законодательства к общей процедуре избрания по конкурсу. Автор предлагает анализ понятия должности, для которой возможно введение такой процедуры, описывает возможные варианты локальных положений об организации избрания по конкурсу, типичные ошибки в оформлении данной процедуры. Дается объяснение тому, по какой причине такой порядок не распространен в государственных и муниципальных организациях, однако характерен для служебных отношений и работодателей частной формы собственности.

Литература:

1. Кулешов И.В., Осинцев Д.В. О «перегибах и упрощенчестве» в антикоррупционном законодательстве и о проблема х конкурсного отбора кадров государственной и муниципальной службы // Российский юридический журнал. — 2011. — №1.

2. Иванкина Т., Завгородний А. Конкурсный подбор кадров государственных гражданских служащих // Трудовое право. — 2010. — №3.

В соответствии с абзацами 1 и 3 ч. 2 ст 16 ТК РФ в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности.

В соответствии со ст. 18 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Из процитированного выше можно сделать следующие выводы.

Процедура избрания по конкурсу — это специальный порядок возникновения трудовых отношений, применимый не ко всем случаям замещения вакансий.

Во-первых, этот порядок касается только замещения должностей (если речь идет о выполнении работ, для которых должность штатным расписанием не сформирована, конкурсный отбор на такую работу невозможен).

Во -вторых, формально он может иметь место только в организации (не у работодателя — физического лица), причем при условии, что соответствующие должности и правила их замещения по конкурсу определены высшим по юридической силе документом — уставом или положением.

Процедура избрания по конкурсу — это специальный порядок возникновения трудовых отношений, применимый не ко всем случаям замещения вакансий.

В-третьих, произвольно перечень должностей, замещаемых посредством конкурсного отбора, определяется только в юридических лицах частной формы собственности, так как органы государственной власти и местного самоуправления, выступающие в качестве учредителей, чаще всего связаны собственной компетенцией, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Для Цитирования:
Драчук Мария Александровна, Избрание по конкурсу на вакантные должности. Кадровик. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: