По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.6

Историческая реконструкция как феномен современной культуры: материалы к курсу «Событийный туризм»

Я. В. Беленко АНО ВО «Московский гуманитарный университет», E-mail: majyanochka@mail.ru

В статье раскрывается сущность такого современного феномена, как историческая реконструкция. Показано, что понятие «историческая реконструкция» подразумевает процесс практического и теоретического воссоздания того или иного типа культуры, восстановление внешнего облика и структуры какого-либо исторического объекта. Автор раскрывает особенности функционирования этого явления и показывает связь исторической реконструкции с деятельностью исторических клубов, в которых группы людей восстанавливают объекты материальной или духовной культуры и воссоздают прошедшие события. Материалы статьи могут быть полезны при подготовке лекций в рамках курса «Событийный туризм».

Литература:

1. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990.

2. Бирженюк, Г.М. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ: Монография / Г.М. Бирженюк, А.П. Марков. — СПб., 1999.

3. Курицын, В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. — 1992. — № 2. — С. 225–232.

4. Нечипоренко, Ю. Искусство праздника. — М., 1996. — С. 138–142.

5. Ортега-и-Гассет, X. О спортивно-праздничном чувстве жизни / Пер. с исп. А.Я. Ярина// Философские науки. — 1991. — № 12. — С. 137–153.

6. Хейзинга, Й. Homo Indens. Опыт определения игрового элемента культуры // Homo Indens. Статьи по истории культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 1997. — С.9–216.

1. Bakhtin, M. M. The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and Renaissance. 2nd ed. Moscow: Art. lit., 1990.

2. Birzhenyuk, G. M. Fundamentals of regional cultural policy and the formation of cultural and leisure programs: Monograph / G. M. Birzhenyuk, A. P. Markov. St. Petersburg, 1999.

3. Kuritsyn, V. Postmodernism: a new primitive culture. Novy mir. 1992, No. 2, pp. 225–232.

4. Nechiporenko, Yu. The Art of the holiday. M., 1996, pp. 138–142.

5. Ortega y Gasset, X. About the sports and festive feeling of life. Translated from the Spanish by A. Ya. Yarina. Philosophical Sciences. 1991, No. 12, pp. 137–153.

6. Huizinga, J. Homo Ludens. The experience of determining the game element of culture. Homo Ludens. Articles on the history of culture. M.: Progress-Tradition, 1997, pp.9–216.

Историческая реконструкция — это воссоздание в игровой форме [6] материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.

Историческая реконструкция представляет относительно молодое движение. Несмотря на популярность этого культурного феномена, с научной точки зрения это явление мало изучено, а потому требует системного культурологического анализа.

В современном мире историческую реконструкцию можно разделить на два вида: живая история и военноисторическая реконструкция. Каждый из видов имеет свои особенности и несет определенную идею.

Так, направление «живая история» — это формат исторической реконструкции, в рамках которого важным условием является достоверное воссоздание образа жизни людей какой-либо местности в определенный исторический период. В таком формате обычно проводятся фестивали [5, c. 137–153]. Такие мероприятия могут быть приурочены к значимой дате. Временные и постоянные выставки живых музеев также относятся к формату исторической реконструкции «живая история». Для участников фестиваля ставится задача максимально погрузиться в заданное время и прожить его в соответствии с хронологическими характеристиками [2]. Важно, чтобы и костюм, и предметы быта, и оружие, и, например, способ приготовления пищи соответствовали заданной эпохе. Так, в реконструкции Средневековья не может быть электричества и современных средств связи. Формат исторической реконструкции «живая история» является достаточно сложным в реализации и придает серьезный уровень проводимым мероприятиям.

Данное направление исторической реконструкции используется в качестве методик для изучения истории [3, c. 225–232]. «Живая история» — это наиболее эффективное средство в событийном туризме. Например, в Дании, в городе Орхусе, есть музей под открытым небом «Старый город». На территории города можно погрузиться в атмосферу XVIII–XX веков за счет интерьеров домов и работников музея, которые играют в продавцов, кузнецов, аристократов города. В России не так давно, в 2004 г., появился музей кочевой культуры. Это реконструкция под открытым небом жилищ, быта и культуры кочевых народов мира. На территории работают представители монгольских, чукотских и других кочевых народов, которые погружают гостей этнопарка в аутентичную культуру кочевых народов. В России на сегодняшний день «живая история» стремительно развивается, хотя еще 10 лет назад была только на стадии становления.

Для Цитирования:
Я. В. Беленко, Историческая реконструкция как феномен современной культуры: материалы к курсу «Событийный туризм». Гостиничное дело. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: