По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.341.2

Исследование трудовых ценностей и мотивации поколения Z: институционально-аксиологический подход

Легчилина Елена Юрьевна д-р экон. наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и коммерции, Омский государственный университет путей сообщения, 644010, г. Омск, просп. Карла Маркса, д. 35, E-mail: legcelena@yandex.ru
Кирилюк Ольга Михайловна канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции, Омский государственный университет путей сообщения, 644010, г. Омск, просп. Карла Маркса, д. 35, E-mail: olgaomgau@yandex.ru

Статья посвящена исследованию трудовых ценностей и мотивации поколения Z с применением институционально-аксиологического подхода. Поколение Z, рожденное в эпоху цифровых технологий и глобализации, привносит на рынок труда свои уникальные ценности и ожидания, в том числе и в отношении компенсационного пакета. В данной статье авторы рассматривают взаимосвязь между удовлетворенностью компенсационным пакетом и мотивацией поколения Z, используя институционально-аксиологический подход. Этот подход позволяет проанализировать влияние социальных институтов и системы ценностей поколения Z на формирование их отношения к вознаграждению за труд.

Литература:

1. Коробкина О. А. Особенности мотивации труда на железнодорожном транспорте / О. А. Коробкина // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития: сборник материалов XXXV Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 2–27 июня 2017 г. — Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. — С. 67–71.

2. Киселева Е. А. Место компенсационного пакета в системе мотивации персонала в организации / Е. А. Киселева; Байкальский государственный университет экономики и права // Управление человеческими ресурсами в условиях модернизации экономики: Материалы интернет-конференции четвертого Байкальского кадрового форума, Иркутск, 1 июля 2012 г. — Иркутск: Байкальский государственный университет экономики и права, 2012. — С.137–145.

3. Карпов А. Б. Исследование взаимосвязи удовлетворенности работой и вовлеченности в работу как проявлений трудовой мотивации / А. Б. Карпов // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации: Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции, Уфа, 8ноября 2022 г. — Уфа: Вестник науки, 2022. — С. 353–358.

4. Correlates of compensation polices and employee retainment / S. A. Kowo, A.A. Salau, A. O. Odumesi, F. O. Ashakah // Economics and Management. — 2023. — No. 3 (46). — P. 127–135. DOI: 10.21777/2587-554X-2023-3-127-135.

5. Generation Z in the Workplace through the Lenses of Human Resource Professionals – A Qualitative Study. ND Racolţa-Paina, RD Irini Calitatea 22 (183), 78–85.

6. Белоногова Е. В. Управление компенсационным пакетом работников как основа повышения конкурентоспособности торговой организации/ Е. В. Белоногова // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. — 2018. — № 7. — С. 116–119.

7. Белова А. А. Анализ современных подходов к построению компенсационных пакетов на предприятиях / А. А. Белова // Материалы Ивановских чтений. — 2018.— № 4 (22). — С. 8–17.

Современный мир труда претерпевает значительные изменения, обусловленные технологическим прогрессом, глобализацией и сменой поколений. Поколение Z, рожденное в эпоху цифровых технологий и социальных сетей, вступает на рынок труда, привнося свои уникальные ценности и ожидания. Понимание их трудовой мотивации и ценностных ориентаций становится критически важным для эффективного управления персоналом и построения успешных организаций.

Традиционные подходы к управлению персоналом, основанные на материальном стимулировании и иерархических структурах, зачастую оказываются неэффективными для привлечения и удержания молодых специалистов. Поколение Z стремится к самореализации, балансу работы и личной жизни, социальной ответственности и инновациям. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых подходов к управлению персоналом, учитывающих специфику ценностных ориентаций и мотивации молодого поколения.

В данной статье мы рассмотрим институционально-аксиологический подход к исследованию трудовых ценностей и мотивации поколения Z. Данный подход позволяет проанализировать влияние социальных институтов и системы ценностей на формирование трудовых установок молодых людей, а также выявить ключевые факторы, определяющие их выбор профессии, карьерные ожидания и отношение к работе.

Отмечая многообразие научных исследований в области ценностных ориентаций и мотивации персонала, их трансформации и развития как российских, так и зарубежных ученых (Коробкина О. А.[1], Киселева Е. А. [2], Карпов А. Б. [3] Kowo S.A., Salau A. A., Odumesi A. O., Ashakah F.O. [4], ND Racolţa-Paina, RD Irini Calitatea [5] и др.), авторы настоящей статьи отмечают, что вопросы исследования взаимосвязи удовлетворенности компенсационным пакетом и трудовой мотивации поколения Z в компаниях в современных условиях остаются открытыми.

Целью настоящей статьи является исследование трудовых ценностей, а также взаимосвязи удовлетворенности компенсационным пакетом и мотивации персонала поколения Z.

Для Цитирования:
Легчилина Елена Юрьевна, Кирилюк Ольга Михайловна, Исследование трудовых ценностей и мотивации поколения Z: институционально-аксиологический подход. Кадровик. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: