По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Исследование эффективности профориентационной деятельности на горнодобывающем предприятии

Девятова Юлия Павловна студент 1-го курса магистратуры направления «Управление персоналом и данные о людях», кафедры экономики труда и управления персоналом, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
Пеша Анастасия Владимировна канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45

На фоне прогрессирующего кадрового дефицита на рынке труда службы управления персоналом ежедневно сталкиваются с задачей привлечения квалифицированных сотрудников. Для обеспечения устойчивого функционирования предприятия требуется реализация мер по стратегическому формированию кадрового резерва, начиная со школьной скамьи. Удовлетворение потребностей организаций в специалистах необходимых профилей обеспечивается активизацией работы по профессиональному ориентированию учащихся средних общеобразовательных учреждений. В статье актуализируется значимость работы по профессиональному ориентированию школьников, начиная с 8-го класса, в контексте создания кадрового потенциала на горнодобывающем предприятии и популяризации технических специальностей. В содержании статьи проводится анализ реализуемых компанией программ, направленных на профессиональную ориентацию подрастающего поколения, и раскрываются результаты исследования их эффективности.

Литература:

1. Милютина Т. Н., Мальцева К. В. Системная профориентационная работа— залог успешности комплектования кадрами промышленных предприятий (на примере федерального казенного предприятия «Нижнетагильский институт испытания металлов») // Профессиональная ориентация. — 2015. — № 1. — С. 32–37.

2. Canzittu D. (2020). A framework to think of school and career guidance in a VUCA world // British Journal of Guidance & Counselling. — Nо. 50 (2). — Р. 248–259. https://doi.org/10.1080/03069885.2020.1825619.

3. Avalo-Rodríguez Y. J., Infante-Ricardo A. I., Cervantes-Hinojosa N. Procedures for the vocational formation and vocational guidance in Junior High School // Revista Metropolitana de Ciencias Aplicadas. — 2023. — Т. 6. — № 1. — С. 25–31.

4. Кучина Ю. М. Анализ понятия профессиональной ориентации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. — 2024. — № 08 (97) [Электронный ресурс]. —. URL: https://scipress.ru/pedagogy/ articles/analiz-ponyatiya-professionalnoj-orientatsii.html (дата обращения: 22.08.2024).

5. Дикова В. В. Анализ психологических особенностей выбора профессии старшеклассниками в контексте регионального рынка труда // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 2. — С. 63–70.

6. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Отечественная профессиональная ориентация: перспективы развития // URL: federalbook.ru› files/FSO/ soderganie.— 2012. — Т. 8.

7. Сардушкина Ю. А. Сущность понятия профессиональной ориентации с позиции определения ее цели // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2023. — № 6-2. — С. 42–45.

8. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи // Вестник практической психологии образования. — 2007. — Т. 4. — № 3.

9. Атаева С. А., Гараджаев М. А. Профориентация и ее роль в развитии карьеры // Вестник науки. — 2023. — Т. 4. — № 4 (61). — С. 11–14.

10. Горских И. И. Профориентация молодежи и карьерное планирование — ключ к повышению эффективности экономики Российской Федерации / И. И. Горских // Вестник Калужского университета. — 2020. — № 2. — С. 33–52. EDN YSDUPJ.

11. Курчина Е. О. Профориентационная деятельность промышленного предприятия (на примере ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»).

12. Булатникова И. Н., Коваленко Д. Ю. Основные аспекты организации профориентации в современном обществе. — 2022. — С. 30. ББК 74.200. 53 П 842.

В современных условиях нарастающего дефицита квалифицированных кадров на многих промышленных предприятиях усиливается актуальность стратегического развития человеческого потенциала. В связи с этим первостепенной задачей кадровых служб становится разработка и реализация эффективных программ профессиональной ориентации подрастающего поколения, что позволит обеспечить долгосрочное качественное укомплектование предприятий специалистами требуемого профиля и уровня квалификации. На сегодняшний день школьники выступают ключевым резервом трудовых ресурсов для промышленного сектора, что подтверждает необходимость обращения особого внимания на усиление деятельности по привлечению учащихся к освоению востребованных и дефицитных профессий [1–3].

Вопрос профориентации занимает важную позицию в работах как отечественной, так и зарубежной научно-исследовательской среды. Тем не менее до настоящего времени универсальное определение понятия «профессиональная ориентация» не определено [4]. На российской научной арене ключевыми фигурами, внесшими значительный вклад в разработку и развитие системы профессиональной ориентации, являются такие ученые, как С.Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Е. Ю. Пряжникова, С. И. Вершинин, А. Е. Голомштока, Е.А. Климов, И.С. Кона [5].

Советский и российский педагог, доктор педагогических наук С.Н. Чистякова трактует профессиональную ориентацию как «систему равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующую его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах». Также Светлана Николаевна отмечает, что профориентация рассматривается как важнейшая управленческая задача, осуществляемая на разных уровнях: от кадрового менеджмента на уровне организации до управления человеческими ресурсами на уровне мировой экономики [6].

Самая развернутая и всесторонняя интерпретация профессиональной ориентации изложена в Конвенции о техническом и профессиональном образовании от 10 ноября 1989 г.: «профориентация рассматривается как непрерывный процесс и важный элемент образования, направленный на оказание помощи всем людям в правильном выборе образования и области профессиональной деятельности» [Пересмотренная рекомендация о техническом профессиональном образовании ЮНЕСКО (19 ноября 1974 г.) // Конвенции о техническом и профессиональном образовании (10 ноября 1989 г.)].

Для Цитирования:
Девятова Юлия Павловна, Пеша Анастасия Владимировна, Исследование эффективности профориентационной деятельности на горнодобывающем предприятии. Кадровик. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: