В современных условиях нарастающего дефицита квалифицированных кадров на многих промышленных предприятиях усиливается актуальность стратегического развития человеческого потенциала. В связи с этим первостепенной задачей кадровых служб становится разработка и реализация эффективных программ профессиональной ориентации подрастающего поколения, что позволит обеспечить долгосрочное качественное укомплектование предприятий специалистами требуемого профиля и уровня квалификации. На сегодняшний день школьники выступают ключевым резервом трудовых ресурсов для промышленного сектора, что подтверждает необходимость обращения особого внимания на усиление деятельности по привлечению учащихся к освоению востребованных и дефицитных профессий [1–3].
Вопрос профориентации занимает важную позицию в работах как отечественной, так и зарубежной научно-исследовательской среды. Тем не менее до настоящего времени универсальное определение понятия «профессиональная ориентация» не определено [4]. На российской научной арене ключевыми фигурами, внесшими значительный вклад в разработку и развитие системы профессиональной ориентации, являются такие ученые, как С.Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Е. Ю. Пряжникова, С. И. Вершинин, А. Е. Голомштока, Е.А. Климов, И.С. Кона [5].
Советский и российский педагог, доктор педагогических наук С.Н. Чистякова трактует профессиональную ориентацию как «систему равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующую его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах». Также Светлана Николаевна отмечает, что профориентация рассматривается как важнейшая управленческая задача, осуществляемая на разных уровнях: от кадрового менеджмента на уровне организации до управления человеческими ресурсами на уровне мировой экономики [6].
Самая развернутая и всесторонняя интерпретация профессиональной ориентации изложена в Конвенции о техническом и профессиональном образовании от 10 ноября 1989 г.: «профориентация рассматривается как непрерывный процесс и важный элемент образования, направленный на оказание помощи всем людям в правильном выборе образования и области профессиональной деятельности» [Пересмотренная рекомендация о техническом профессиональном образовании ЮНЕСКО (19 ноября 1974 г.) // Конвенции о техническом и профессиональном образовании (10 ноября 1989 г.)].