По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Искусство решения проблем: эвристические стратегии

Собиров Бежан Шукриллоевич преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: bejan.sobirov@gmail.com

Умение выходить из проблемных ситуаций было и остается одним из ценнейших навыков человека при принятии управленческих решений. Философы и психологи вовремя рассмотрели и зафиксировали самые действенные методы решения проблем, и теперь современная психология мышления располагает готовыми приемами. Цель исследования — представить новые подходы решения проблем в управленческих решениях — эвристические стратегии. Автором в данном исследовании рассматривается, чем эвристические стратегии в решении проблем отличаются от когнитивных искажений и какую пользу приносят современному человеку и в жизни, и в управлении компанией. Эмпирической базой послужили исследования IBM Institute for Business Value. Facing the storm; KPMG. Corporate Digital Learning. Практическая значимость исследования заключается в том, что позволит менеджерам компаний выработать эвристические стратегии при решении проблем и, как следствие, получить некоторую вполне измеримую эффективность в принятии управленческих решений.

Литература:

1. Сапарбегов А. С. Оценка групповых методов разработки и принятия управленческих решений // Студенческий. — 2021. — № 2-3 (130). — С. 7–10.

2. Кочеткова М.А. Методы и модели разработки и принятия управленческих решений // Форум молодежной науки. — 2021. — Т. 2. — № 1. — С. 39–42.

3. Ширинкина Е.В. IOT — решения в отраслях промышленности // Цифровые трансформации в развитии экономики и общества: материалы XV Международной научно-практической конференции.— Воронеж, 2021.— С.424–427.

4. Кудряшов В.С., Андрианова Д.Д. Групповые решения и групповое мышление в системе методов принятия управленческих решений // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). — 2021. — № 16 (18).— С. 141–147.

5. Грошев А.Р. Ширинкина Е.В. Формирование модели навыков будущего в условиях цифровизации // Кадровик.— 2022. — № 1. — С. 69–78.

6. KPMG. Corporate Digital Learning [Электронный ресурс]. — URL: https:// iversity.org/en/courses/corporate-digital-learning (дата обращения: 10.02.2021).

7. Ширинкина Е. В. Интеллектуальный анализ образовательных данных // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2021. — № 3 (55). — С.179–188.

8. Боташева Л. С., Хыбыртова Л. Б. Количественные методы анализа для принятия управленческих решений// Управленческий учет. — 2021. — №112.— С. 353–358.

9. Ширинкина Е. В. Управление обучением на рабочем месте: инновационные технологии // Инновации в менеджменте. — 2020. — № 4 (26). — С.74–79.

10. IBM Institute for Business Value. Facing the storm. Navigating the global skills crisis. 2016. URL: http://blog.oxfordeconomics.com/facing-the-storm-navigating-the-global-skills-crisis.

11. Стоева Н.И., Савостикова О.Г. Управленческие решения и методы их принятия // Журнал социологических исследований. — 2020. — Т. 5. — № 3.— С. 34–36.

12. Коробова М. В. Эвристический метод в принятии управленческих решений // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2019. — №9. — С. 54–58.

13. Ширинкина Е. В. Особенности управления знаниями в формировании человеческого капитала на промышленных предприятиях в цифровой экономике // Современная научная мысль.— 2018. — № 3. — С. 176–180.

14. Плеханова Т. Г., Алмазов А. И. Методы принятия управленческих решений // Форум молодых ученых. — 2018. — № 4 (20). — С. 1131–1133.

Идея о том, что психология может и должна быть полезной, — это очень старая идея. «Полезной» — значит, что психологи должны быть либо советчиками, либо методологами (т. е. людьми, предлагающими какие-то методы), либо умными людьми, которые могут что-то подсказать в сложной ситуации, опираясь на свой профессиональный опыт, на свои знания или просто на общее понимание сложной ситуации. Одна из устойчивых, хоть и очень проблемных, очень спорных областей, где психологи как раз выступают в роли, с одной стороны, советчиков, с другой — носителей специальных средств и методов, — это область решения задач. Но не в плане исследования, а в плане как раз прикладных рецептов.

В течение практически всей истории человечества люди ценили друг в друге и в себе умение решать сложные проблемные ситуации. Постепенно (судить об этом мы можем только с началом письменной культуры) появились более или менее устойчивые методы, приемы и способы, которые постепенно кристаллизовались в разные формы прикладного знания. Психологи оказались, с одной стороны, исследователями, а с другой — носителями такого знания [1–3]. Источником являлась самая разная человеческая мыслительная практика, а психологи оказались наблюдателями, которые успели подсмотреть, а потом и изучить эти замечательные разноплановые приемы. В общем смысле такого рода приемы и методы называются эвристическими стратегиями, или эвристиками.

Необходимо отметить, что их надо решительно отличать от эвристик в другом понимании, в другой традиции, которая изучает искажения рационального мышления, отклонения от рациональности, biases, «байасы», как сейчас говорят. Эвристиками в этой традиции называют автоматически срабатывающие средства мышления, которые часто ведут к ошибкам. Они очень упрощают жизнь в обычных ситуациях, однако, когда используются специальные проблемные ситуации при принятии управленческих решений, такие эвристические стратегии могут давать обратный эффект по незнанию их применения.

В течение практически всей истории человечества люди ценили друг в друге и в себе умение решать сложные проблемные ситуации.

Для Цитирования:
Собиров Бежан Шукриллоевич, Искусство решения проблем: эвристические стратегии. Кадровик. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: