Идея о том, что психология может и должна быть полезной, — это очень старая идея. «Полезной» — значит, что психологи должны быть либо советчиками, либо методологами (т. е. людьми, предлагающими какие-то методы), либо умными людьми, которые могут что-то подсказать в сложной ситуации, опираясь на свой профессиональный опыт, на свои знания или просто на общее понимание сложной ситуации. Одна из устойчивых, хоть и очень проблемных, очень спорных областей, где психологи как раз выступают в роли, с одной стороны, советчиков, с другой — носителей специальных средств и методов, — это область решения задач. Но не в плане исследования, а в плане как раз прикладных рецептов.
В течение практически всей истории человечества люди ценили друг в друге и в себе умение решать сложные проблемные ситуации. Постепенно (судить об этом мы можем только с началом письменной культуры) появились более или менее устойчивые методы, приемы и способы, которые постепенно кристаллизовались в разные формы прикладного знания. Психологи оказались, с одной стороны, исследователями, а с другой — носителями такого знания [1–3]. Источником являлась самая разная человеческая мыслительная практика, а психологи оказались наблюдателями, которые успели подсмотреть, а потом и изучить эти замечательные разноплановые приемы. В общем смысле такого рода приемы и методы называются эвристическими стратегиями, или эвристиками.
Необходимо отметить, что их надо решительно отличать от эвристик в другом понимании, в другой традиции, которая изучает искажения рационального мышления, отклонения от рациональности, biases, «байасы», как сейчас говорят. Эвристиками в этой традиции называют автоматически срабатывающие средства мышления, которые часто ведут к ошибкам. Они очень упрощают жизнь в обычных ситуациях, однако, когда используются специальные проблемные ситуации при принятии управленческих решений, такие эвристические стратегии могут давать обратный эффект по незнанию их применения.
В течение практически всей истории человечества люди ценили друг в друге и в себе умение решать сложные проблемные ситуации.