По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.482.224 DOI:10.33920/igt-1-2504-05

Искусственный интеллект в индустрии гостеприимства: баланс между автоматизацией и сохранением персонализированного сервиса

Е. А. Мантейфель ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, E-mail: manteyfel.ea@rea.ru.by
С. И. Лаврентьева ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, E-mail: lavrenteva.sonya@list.ru
В. К. Волосач ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, E-mail: viktoriya.volosach@gmail.com

В статье авторы рассматривают важную проблему — использование искусственного интеллекта в деятельности компаний. На примере индустрии гостеприимства анализируется опыт использования технологий искусственного интеллекта и имеющиеся проблемы в связи с его внедрением.

Литература:

1. Дедок, В. М., Пьяных, П. В. Применение искусственного интеллекта в международном гостиничном секторе // European journal of economics and management sciences. — 2020.

2. Хан, А. Д., Петренко, А. С. Специфика применения искусственного интеллекта в гостиничном бизнесе // Мировая наука. — 2021.

3. Алиса для отелей [Электронный ресурс]. — URL: https://alice.yandex.ru/ business/hotel (дата обращения: 19.04.2025).

4. Искусственный интеллект в индустрии гостеприимства — применение, сложности и перспективы [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/3HusXF (дата обращения: 18.03.2025).

5. Как ИИ меняет индустрию гостеприимства [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/3Hut59 (дата обращения: 18.03.2025).

6. ТАСС [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/obschestvo/19093515 (дата обращения: 18.03.2025).

7. AI in Hospitality: Real World Tools and Examples [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/3HutD6 (дата обращения: 18.03.2025).

8. Hotelier.Pro [Электронный ресурс]. — URL: https://hotelier.pro/use/item/2478alexa/ (дата обращения: 18.03.2025).

9. IBM Newsroom [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/3HutNb (дата обращения: 18.03.2025).

10. Статистика искусственного интеллекта (2025) [Электронный ресурс]. — URL: https://inclient.ru/ai-stats/ (дата обращения: 16.04.2025)/

1. Dedok, V. M., P’yanykh, P. V. Application of artificial intelligence in the international hotel sector. European journal of economics and management sciences. 2020.

2. Khan, A. D., Petrenko, A. S. Specifics of applying artificial intelligence in the hotel business. World science. 2021.

3. Alice for hotels. Available at: https://alice.yandex.ru/business/hotel (accessed: 19.04.2025).

4. Artificial intelligence in the hospitality industry — application, difficulties and prospects. Available at: https://clck.ru/3HusXF (accessed: 18.03.2025).

5. How AI is Changing the Hospitality Industry. Available at: https://clck.ru/3Hut59 (accessed: 18.03.2025).

6. TASS. Available at: https://tass.ru/obschestvo/19093515 (accessed: 18.03.2025).

7. AI in Hospitality: Real World Tools and Examples. Available at: https://clck.ru/3HutD6 (accessed: 18.03.2025).

8. Hotelier. Pro. Available at: https://hotelier.pro/use/item/2478-alexa/ (accessed: 18.03.2025).

9. IBM Newsroom. Available at: https://clck.ru/3HutNb (accessed: 18.03.2025).

10. Artificial Intelligence Statistics (2025). Available at: https://inclient.ru/ai-stats/ (accessed: 16.04.2025)

Дата поступления рукописи в редакцию: 17.03.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 19.03.2025.

Современная индустрия гостеприимства стремительно меняется под влиянием различных цифровых технологий. Искусственный интеллект (ИИ) уже стал неотъемлемой частью гостиничного бизнеса, он помогает автоматизировать обслуживание, анализировать предпочтения гостей и оптимизировать управление ресурсами. На рисунке показан рынок искусственного интеллекта, который ежегодно растет на 20%. По прогнозам, к 2030 г. его стоимость вырастет в двадцать раз, достигнув почти двух триллионов долларов США.

Рынок искусственного интеллекта охватывает большое количество отраслей: медицину, маркетинг, сельское хозяйство, туризм, гостиничный бизнес и другие — все эти области в разной степени будут использовать искусственный интеллект в своих бизнес-структурах.

Однако вместе с преимуществами автоматизация несет и вызовы: сокращение личного общения с гостями и риск превращения сервиса в равнодушный процесс.

Искусственный интеллект находит применение в различных аспектах гостиничного бизнеса. Наиболее распространенные технологии включают в себя чат-боты и голосовые помощники, системы предиктивной аналитики и интеллектуальные номера.

Чат-боты на базе ИИ помогают отелям круглосуточно отвечать на запросы клиентов, обрабатывать бронирования и предоставлять информацию об услугах. Исследование Hotel Tech Report показало, что 70% гостей считают чат-боты полезными для простых запросов, таких, например, как получение пароля от Wi-Fi и информация о времени работы отеля или установки будильника [7]

Гостиничные сети и отели активно внедряют машинное обучение в свою работу. Например, сеть Hilton использует робота-помощника Connie, речь которого обеспечивает API Watson, а знания предоставляет база данных WayBlazer. Робот не только отвечает на вопросы гостей, но и обучается на основе их запросов, постоянно совершенствуя уровень обслуживания [9].

Для Цитирования:
Е. А. Мантейфель, С. И. Лаврентьева, В. К. Волосач, Искусственный интеллект в индустрии гостеприимства: баланс между автоматизацией и сохранением персонализированного сервиса. Гостиничное дело. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: