Интеллектуальная собственность и права на нее уже давно не являются абстрактной категорией. Особенно после того, как бренд приобрел реальную стоимость, а его оценку компании сегодня закладывают в свою отчетность.
Охране интеллектуальной собственности посвящена ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, а также целая глава в Гражданском кодексе РФ (ч. 4). Кроме того, уголовным законодательством предусмотрена и ответственность за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ), изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ), а в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг (ст. 14.33 КоАП РФ).
К сожалению, на бытовом, обывательском уровне использование результатов чужой интеллектуальной деятельности если и ассоциируется с правонарушением, то совсем незначительным. А зря! Ведь отечественное уголовное и административное законодательство большую часть указанных нарушений однозначно квалифицирует как уголовно наказуемое деяние, то есть преступление или административное правонарушение соответственно.
Что охраняется законом?
— К результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации относятся (помимо прочего) фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы, например, словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. При этом следует учитывать, что исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на госрегистрацию. Затем срок может быть продлен еще на 10 лет с дальнейшим продлением неограниченное число раз.
— К средствам индивидуализации относится коммерческое обозначение, которое используется для выделения принадлежащих компаниям торговых, промышленных и других предприятий. Это не фирменное наименование. Различие между товарным знаком и коммерческим обозначением заключается в том, что последнее призвано индивидуализировать предприятия, а не товары.