По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Институциализация сроков в служебном праве

Марон Дмитрий Владимирович д-р юрид. наук, аспирант кафедры служебного и трудового права, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина — филиала РАНХиГС, 410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 164
Чаннов С. Е. научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина — филиала РАНХиГС, 410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 164

В статье рассматривается вопрос возможности формирования института сроков в служебном праве. Автор приходит к выводу о том, что в настоящее время нормы о сроках, содержащиеся в государственно-служебном законодательстве, не являются сформированным институтом служебного права. Об этом свидетельствует отсутствие применительно к ним нормативной обособленности, а также системности и полноты. В связи с этим предложено сделать шаги по формированию данного правового института на законодательном уровне, дополнив Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» статьей 14.1 «Исчисление сроков на государственной службе». В ней должны быть урегулированы такие вопросы, как: понятие сроков, определение момента начала их течения; временные единицы исчисления сроков, перерыв их течения; приостановление течения и восстановление сроков.

Литература:

1. Валиев Р.Г. Правотворческая систематизация норм права // Журнал российского права. — 2020. — № 7. — С. 34.

2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. — М.: Статут, 2002. — С. 318.

3. Нечаев А.И. Влияние правопреемства на течение сроков исковой давности // Арбитражный и гражданский процесс. — 2021. — № 11. — С. 33–35.

4. Никишов П. С. Судебная практика применения сроков исковой давности в делах о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц // Вестник арбитражной практики. — 2020. — № 3. — С. 44–51.

5. Рябов В.Н. Объективный срок исковой давности при разрешении споров о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации // ИС. Промышленная собственность. — 2019. — № 12. — С. 55–62.

6. Арямов А.А., Руева Е.О. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: отечественный опыт // Российский следователь. — 2021. — № 8. — С. 57–60.

7. Носов С.И. Некоторые проблемы исчисления сроков в праве // Юрист. — 2018. — № 4. — С. 61–68.

8. Административная юрисдикция налоговых органов: учебник / Под ред. М. А. Лапиной. — М.: ВГНА Минфина России, 2012. — 346 с.

9. Гаврилов М. А. Возможность возбуждения уголовного дела в случае истечения сроков давности // Законность.— 2022. — № 7. — С. 62–66.

10. Пичугина М. А. Уклонение от уплаты налогов как длящееся преступление // Уголовное право. — 2019. — №6.— С. 74–80.

11. Архипов А.А. Сроки в налоговом праве: монография. — М.: Статут, 2011.— 199 с.

12. Догадайло Е.Ю. Проявление различных форм времени в соционормативной сфере общества // Социальное и пенсионное право. — 2008. — № 1.

13. Старилов Ю. Н. Государственная служба и служебное право. — М., 2015.— С. 207.

14. Чаннов С. Е. Вновь к вопросу о служебном праве // Государство и право.— 2015. — № 3. — С. 5–11.

15. Служебное право: учебный практикум, нормативные правовые акты, образцы документов / Авт.-сост. Ю.Р. Догадайло. — Р-н/Д, 1998. — С. 2.

16. Чаннов С.Е. Служебное право как формирующаяся отрасль российского права // Власть. — 2011. — № 1.— С.105–108.

17. Осин А. А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта // Трудовое право. — 2007. — № 5. — С. 64.

18. Добробаба М. Б. К вопросу об эффективности дисциплинарной ответственности в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. — 2020. — №3.— С.13–26.

19. Добробаба М.Б., Чаннов С.Е. Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели // Журнал российского права. — 2021. — №11.— С. 88–101.

20. Добробаба М. Б. Материальная ответственность государственных и муниципальных служащих: правовая природа, место в системе отраслей права // Государственная власть и местное самоуправление. — 2014. — № 3. — С.26–29.

21. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Служебное право Российской Федерации.— М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. — 448 с.

22. Миннигулова Д. Б. Социальное партнерство на государственной гражданской службе: юридические аспекты// Административное право и процесс. — 2013. — № 12. — С. 35–37.

23. Зенков М. Ю. Государственная и муниципальная служба. — Новосибирск, 2018. — С. 92, 98.

24. Соколова О.С. К вопросу об унификации законодательства о правоохранительной службе // Административное и муниципальное право. — 2013. — №2.— С. 118–123.

25. Сигарев А. В. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: курс лекций. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. — С. 105.

26. Баранова С.А. Служебное право как новая отрасль российского права: проблемы становления и развития // Вопросы российского и международного права. — 2018. — Т. 8. — № 3А. — С. 67.

27. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А. В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп.— М., 2007. — С. 397.

28. Шаганенко В. П. Система права: понятие, сущность и значение // Юридическое образование и наука. — 2013.— № 4. — С. 39.

29. Сидорова Е. В. Комплексное правовое регулирование: учеб. для магистров. — 3-е изд., стер. — М.: Юстиция, 2016. — С. 127.

30. Валиев Р.Г. Правовая институционализация и институты права: концептуальная модель // Lex russica. — 2020.— №4. — С. 110.

В объективном смысле право представляет собой простую совокупность правовых норм, действующих на определенной территории (если мы говорим о российском праве, то это на территории Российской Федерации). В то же время в юридической науке принято говорить о системе права и правовой системе (что не одно и то же). В данном случае нас интересует в большей степени первый термин, однако в любом случае оба они свидетельствуют о том, что право не является некоторым неупорядоченным набором норм, а носит системный характер, в рамках которого одни нормы каким-то образом взаимодействуют друг с другом. Как справедливо отмечает Р. Г. Валиев, «нормы права могут выполнять свои функции только во взаимосвязи и взаимодействии с другими нормами. Поэтому между ними изначально существуют институциональные внутриотраслевые и межотраслевые нормативные связи» [1].

Поскольку внутреннее строение права является объективно обусловленным регулируемыми общественными отношениями, выделяя некую группу общественных отношений, объединенную по какому-то признаку (то есть обладающую определенным единством), мы можем ставить вопрос о признании норм, регулирующих указанные общественные отношения, структурным элементом системы права.

Может ли такой вопрос быть поставлен применительно нормам, регулирующим установление и изменение сроков в государственно-служебных отношениях? В настоящее время они обладают определенным внутренним единством и при этом существенной спецификой по сравнению с системой правового регулирования сроков в отраслях частного права. Соответственно, правовые нормы, касающиеся сроков, с нашей точки зрения, могут рассматриваться в качестве структурного элемента государственно-служебного законодательства (служебного права). По своим масштабам и направленности правового воздействия целесообразно, на наш взгляд, говорить о возможном выделении института (либо субинститута) сроков.

В настоящее время большинство исследователей рассматривают служебное право как подотрасль административного права.

Для Цитирования:
Марон Дмитрий Владимирович, Чаннов С. Е., Институциализация сроков в служебном праве. Кадровик. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: