По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.23/24

Иностранная рабочая сила в России: вопросы эффективности правового регулирования

Скачкова Галина Семеновна д-р юрид. наук, профессор кафедры гражданского права и процесса, частное образовательное учреждение высшего образования «Юридический институт», 199106, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Гаванская, д. 3, E-mail: gskachkova@mail.ru

В статье изложены некоторые вопросы, связанные с правовым регулированием привлечения в Россию иностранной рабочей силы. Обращено внимание на необходимость проведения эффективной миграционной политики с соблюдением прав и законных интересов трудящихся-мигрантов, с достижением оптимального баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой. В этой связи рассмотрены особенности утверждения в 2023 г. допустимой доли иностранцев, которых можно принять на работу с учетом видов экономической деятельности, в рамках квоты, рассчитываемой на основании предложений регионов страны. Особо подчеркнуто, что непременными условиями для регулирования миграционных процессов являются учет интересов страны и обязательность обеспечения уровня безопасности и правопорядка при применении труда иностранных работников.

Миграционная и демографическая ситуация в стране в последние годы диктует, как известно, необходимость масштабного и целенаправленного привлечения иностранной рабочей силы в целом в экономику России. Вместе с тем проведение эффективной миграционной политики требует в то же время соблюдения прав и законных интересов трудящихся-мигрантов с достижением оптимального баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой.

Существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы.

Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622 утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы (далее — Концепция), определяющая цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики РФ.

Затем распоряжением Правительства РФ от 22.02.2019 № 265-р был утвержден План мероприятий по реализации в 2019–2021 годах Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы, уточненный в связи с принятием Перечня поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы, утвержденного Президентом РФ 06.03.2020 № Пр-4691.

В предложениях по реформированию миграционных режимов и института гражданства РФ было сказано, что целью миграционной политики согласно Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы от 31.10.2018 (далее — Концепция) является формирование отвечающей интересам России миграционной ситуации.

В Концепции говорится, что на достижение указанной цели должны быть направлены механизмы регулирования миграционной сферы и связанные с ними условия предоставления гражданства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства. Вместе с тем отмечено, что существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы. Уровень применения информационных технологий при предоставлении государственных услуг и осуществлении государственного контроля в сфере миграции остается невысоким.

Для Цитирования:
Скачкова Галина Семеновна, Иностранная рабочая сила в России: вопросы эффективности правового регулирования. Кадровик. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: