Миграционная и демографическая ситуация в стране в последние годы диктует, как известно, необходимость масштабного и целенаправленного привлечения иностранной рабочей силы в целом в экономику России. Вместе с тем проведение эффективной миграционной политики требует в то же время соблюдения прав и законных интересов трудящихся-мигрантов с достижением оптимального баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой.
Существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы.
Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622 утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы (далее — Концепция), определяющая цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики РФ.
Затем распоряжением Правительства РФ от 22.02.2019 № 265-р был утвержден План мероприятий по реализации в 2019–2021 годах Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы, уточненный в связи с принятием Перечня поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы, утвержденного Президентом РФ 06.03.2020 № Пр-4691.
В предложениях по реформированию миграционных режимов и института гражданства РФ было сказано, что целью миграционной политики согласно Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы от 31.10.2018 (далее — Концепция) является формирование отвечающей интересам России миграционной ситуации.
В Концепции говорится, что на достижение указанной цели должны быть направлены механизмы регулирования миграционной сферы и связанные с ними условия предоставления гражданства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства. Вместе с тем отмечено, что существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы. Уровень применения информационных технологий при предоставлении государственных услуг и осуществлении государственного контроля в сфере миграции остается невысоким.