В наше время — время распространения цифровизации — актуальны как обучение, так и работа удаленного формата. Особенно толчком для этого стал вирус COVID-19, все изменилось после того, как по странам начала распространяться эта эпидемия, после чего, по решению государства, работодатели «приостановили» контакты людей между собой. Удаленная работа, также называемая работой, опосредованной технологиями, или дистанционной работой, относится к работе из дома или из других мест вне офиса. Она принципиально отличается от традиционной работы с точки зрения близости к коллегам и руководству, а также организационной способности контролировать работу. С таким форматом работы связаны и проблемы мотивации работников на работу, самодисциплины, самоконтроля, а значит, и продуктивности работы.
Согласно анализу опрошенных сотрудников об удаленной занятости на 2023 г., были выявлены некоторые ее преимущества (см. рисунок).
Согласно официальному сайту «Работа.ру», на котором приведен анализ опрошенных сотрудников об удаленной занятости на 2023 г., можно сделать вывод, что в первую очередь большинство сотрудников привлекает то, что можно самостоятельно распоряжаться рабочим временем — об этом заявили 63 % респондентов, 55% видят плюс удаленной работы в том, что есть экономия времени на дорогу, 49% выделяют возможность работать из любой точки мира, а 47% считают, что можно проводить больше времени с семьей [1].
Зачастую именно отсутствие баланса между личной жизнью и работой может вредить эффективности работы сотрудников.
В современных реалиях менеджеры и отделы кадров нередко сталкиваются с проблемами внедрения управленческих инноваций, развития сотрудников, раскрытия их внутреннего потенциала и внутренней, неденежной мотивацией, в частности, в связи с тем, что «удаленный» работник несет на себе определенные трудовые риски для работодателя. Выделим наиболее популярные проблемы в этой области:
1. Ощущение изоляции. При удаленной работе основная форма общения — электронная коммуникация (посредством электронных почт, телеконференции, звонков и т. д.). Все это только усиливает у дистанционных сотрудников ощущение изоляции и создает трудности для формирования личных отношений и взаимного доверия.