Период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 повысил актуальность внимания к здоровью персонала. Исследования показывают, что эффективность и производительность труда зависят от состояния здоровья сотрудников. Поэтому состояние здоровья является одной из важных задач кадровой политики.
Нealth management (в переводе с английского — «управление здоровьем персонала») — это направление кадровой работы, связанное с организацией мероприятий, акций и корпоративных программ здоровья для персонала. Впервые концепция Health management for personnel появилась в США в начале 70-х гг., а к концу XX века стала частью корпоративных программ и кадровой политики многих стран мира. Применяя Healthcare management, работодатель в конечном итоге получает не только активного сотрудника, но и повышает свой статус на рынке среди работников и государства.
З. З. Имашева и В. В. Терентьева считают, что: «Здоровье персонала является важнейшим ресурсом любой компании. В странах с развитой экономикой healthcare management рассматривается как один из важнейших методов, используя который, кадровые отделы могут сократить издержки компаний и стимулировать работников» [1, с. 9].
Как утверждает кандидат психологических наук, эксперт-тренер Healthy Interaction Рудина Л., «специалисты в области управления персоналом на Западе достаточно давно пользуются технологией Health management (управление здоровьем), которая становится все более актуальной и в России» [2].
С.П. Ковалев, Е.Р. Яшина, И.Б.Ушаков, П.С. Турзин, К.Е. Лукичев, А.В. Генералов четко разграничили понятия «корпоративное» и «профессиональное» здоровье [3]. Профессиональное здоровье связано с профилактикой профессиональных заболеваний, поддержанием высокого уровня работоспособности и профессионального долголетия. Корпоративное здоровье — это один из элементов корпоративной культуры, формирование позитивного духа в компании и имиджа.
Концепция Healthcare management — это органичная часть корпоративной системы, которая состоит из регулярного check-up-здоровья сотрудников, оформления ДМС, оплаты спортивных залов и абонементов в бассейн, проведения спортивных спартакиад и других мероприятий по поддержанию главной ценности жизни — здоровья. Здоровье — состояние физического, психологического, духовного и социального благополучия. К. Е. Лукичев, Е. Р. Яшина, А. В. Генералов, П. С. Турзин предложили методологию оценки корпоративных программ по здоровью применительно к работнику и к организации [4]. Предложены следующие показатели для работника и организации. Для работника — повышение качества жизни и доходов, оценка благополучия, темп производительности труда, сокращение затрат на медицинское обеспечение. Для организации — рост ключевых показателей эффективности организации, повышение эффективности использования фонда рабочего времени, снижение уровня абсентизма и текучести кадров, рост удовлетворенности трудом.