Осуществляя административно-властные полномочия, государственный гражданский служащий (далее – государственный служащий, гражданский служащий, служащий) служит государству и обществу в соответствии с замещаемой государственной должностью и занимаемым положением, именуемым статусом. Статус интегративно фокусирует в себе и объединяет потенциал служащего; в этом качестве он предстает как важнейшая единица гражданской службы [1].
По мнению Ю.Н. Старилова, правовой статус государственного служащего – это центральный элемент правового института гражданской службы, поскольку все остальные его составляющие призваны «обслуживать» функционирование службы и служащих; они конкретизируют, уточняют правовой статус служащих, позволяют реализовать их потенциал в полной мере [2].
Под правовым статусом гражданского служащего в правовой литературе понимается совокупность обязанностей и прав, закрепленных нормами законодательства, которыми он обладает в связи со служебной деятельностью по занимаемой должности [3]. При этом права и обязанности являются основным звеном правового положения государственного служащего.
Ю.А. Прибытко полагает, что основополагающим элементом правового положения служащего должны выступать его обязанности, выполняя которые гражданские служащие обеспечивают соблюдение, практическую реализацию, защиту и охрану прав граждан [4].
Статус государственного служащего определяется нормами конституционного и административного права.
Полагаем, обязанности служащего играют немалую роль в реализации прав и свобод граждан, но их нельзя ставить во главу угла статуса служащих. Права служащего, например, на достойные условия труда и справедливое вознаграждение, на отдых и профессиональную подготовку не менее важны, ибо позволяют (должны позволять) предупреждать конфликты интересов в процессе труда. Иначе, весьма вероятно, что личные предпочтения служащего будут ставиться выше тех ценностей, ради которых государство создает гражданскую службу и обеспечивает трудовую деятельность ее работников.