Согласно статистике в Европе и странах Средиземноморского бассейна на два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок. В странах, где годовые колебания температуры климата незначительны, сезонность туризма проявляется слабее. Скажем, Марокко и Египет имеют круглогодичный сезон. Впрочем, помимо климатических и социальных факторов, на сезонность спроса влияют также факторы психологического характера (традиции, подражание, мода). Пики и спады туристской активности во многом можно объяснить консерватизмом большинства туристов, то есть укоренившимся мнением: лето — это маленькая жизнь; летние месяцы — самое благоприятное время для проведения отпусков.
Сезонные колебания туристского спроса негативно влияют на национальную экономику тех государств, где туризм является основным источником доходов. Происходит вынужденный простой материально-технической базы, возникают проблемы социального плана. То обстоятельство, что большая часть предприятий туриндустрии и ее персонала используются лишь некоторую часть года, служит причиной увеличения себестоимости туристских услуг. Это уменьшает возможности проведения гибкой ценовой политики, затрудняет действия предприятий отрасли, снижает их конкурентоспособность. Как правило, сезонный характер найма персонала в курортных гостиницах ослабляет влияние таких важнейших мотивационных факторов, как продвижение по служебной лестнице и возможность сделать карьеру. Во многих случаях вопросы мотивации здесь трудноразрешимы, и часто происходит так, что руководство гостиницы вынуждено нанимать каждый сезон на работу новую группу служащих. А это влечет значительные расходы на их профессиональную подготовку.
Очевидно, что негативные последствия сезонной неравномерности спроса требуют принятия организационных, экономических и социальных мер по сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме. Поэтому игроки рынка практикуют сезонную дифференциацию цен: повышение цены в разгар сезона, снижение в межсезонье и полный демпинг в мертвый сезон. Причем разница в тарифах на проживание может достигать 50%! Добавим сюда всяческое стимулирование видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (например, деловой, конгрессный и т. д.).