По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 3508; 349.2

Государственная гражданская служба: вопросы соотношения административного и трудового права. Часть 2

Гришковец Алексей Алексеевич д-р юрид. наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса, Институт государства и права РАН, 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10, E-mail: gskachkova@mail.ru

В статье анализируются проблемы соотношения административного и трудового права России при регулировании отношений на государственной гражданской службе с рассмотрением возможности субсидиарного применения норм трудового законодательства РФ при регулировании отношений на гражданской службе. Сделан вывод о нетождественности собственно государственно-служебных отношений и отношений, связанных с государственной гражданской службой. В связи с этим обозначены перспективы развития гражданской службы в целях дальнейшего укрепления публично-правового статуса гражданских служащих.

Литература:

1. Обухов В.М., Чайкин Э.В., Гатиев А.Х. Тория государства и права: учеб. пособие для вузов. — M.: RAINBOW 2000, 2002. — С. 138.

2. Бошно С.В. Теория государства и права: учеб. пособие. — М.: Эксмо, 2007. — С. 232.

3. Антошина Н.М. Формирование кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации (административно-правовые проблемы): монография / Н.М. Антошина. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2011. — С. 99.

4. Служебное право Российской Федерации: учеб. пособие / М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов.— С. 59.

5. Словарь иностранных слов: ок. 20000 слов. — М.: Рус. яз., 1992. — С. 160.

6. Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе: теория и практика. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. — С. 15–16.

7. Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России / Рос. Акад. правосудия. — М.: Статут, 2008. — С. 11.

8. Пашерстник А.Е. К вопросу о советской государственной службе. Вопросы советского административного права. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. — С. 97–133.

9. Чаннов С.Е. Системное построение законодательства о противодействии коррупции в контексте формирования служебного права // Государство и право. — 2017. — №7. — С. 50.

10. Ноздрачев А.Ф. От концепции реформирования государственной службы к новым идеям правового регулирования государственно-служебных отношений в Российской Федерации / Модернизация экономики России: Итоги и перспективы / отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн. 2. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — С. 184.

11. Ноздрачев, А.Ф. Современное значение статьи С.С. Студеникина «Советская государственная служба» // Административное право: теория и современность: сб. науч. трудов, посвященных 100-летию со дня рождения С.С. Студеникина / А.Б. Агапов, Г.А. Кузьмичева, Л.В. Куншина, М.С. Студеникина; отв. ред. Л.Л. Попов. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — С. 25.

12. Гришковец А. Нужна присяга // Президент. Парламент. Правительство.— 1997, июнь.— С.45–47.

13. Перечень поручений по итогам заседания Совета по противодействию коррупции, состоявшегося 26 января 2016 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/51361 (дата обращения: 06.06.2020).

14. Сергей Иванов провел заседание президиума Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/administration/52540 (дата обращения: 20.06.2020).

Термин «субсидиарность» имеет латинское происхождение (от лат. subsidiarus — вспомогательный). В теории государства и права субсидиарное применение права рассматривается как один из способов преодоления пробела в праве, а именно преодоление по аналогии. Следует сказать, что а на логия применяется обычно в одной отрасли права, но возможно и межотраслевое применение. Такая межотраслевая аналогия получила название «субсидиарной» (резервной, вспомогательной) аналогии. Сущность ее в том, что при отсутствии в определенной отрасли права для применения аналогии закона возможно обращение к правовым предписаниям другой отрасли [1]. Субсидиарное применение права — способ преодоления пробелов вправе, при котором правоприменительное решение применяется на основе нормы другой отрасли права [2].

Казалось бы, субсидиарное применение осуществляется во благо и призвано преодолеть существующие пробелы в праве, обеспечить права заинтересованных лиц в условиях, когда в силу тех или иных причин законодатель соответствующий пробел не устранил. Однако практика показывает, что возможны случаи, когда субсидиарное применение идет не во благо, а во вред. Вот лишь один, но, как представляется, весьма показательный пример из области государственной гражданской службы. Как известно, стабильность гражданской службы — один из ее основополагающих принципов, закрепленных в ст. 4 федерального закона №79-ФЗ. Подобного принципа применительно к работникам ни Трудовой кодекс РФ, ни другие федеральные законы, содержащие нормы трудового права, не содержат, что вполне закономерно, так как в условиях рыночной экономики существует свободный рынок труда, работники могут опять же свободно искать и менять работодателя, условия которого им покажутся предпочтительнее по сравнению с предыдущим. Трудовой кодекс РФ позволяет применительно к ряду категорий работников законно заключать трудовые договоры на определенный срок. Иначе обстоит дело на гражданской службе.

В случаях, предусмотренных п. 1 ч. 4 ст. 25 федерального закона №79-ФЗ, служебный контракт с гражданским служащим также может быть заключен на определенный срок. В частности, это возможно в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители».

Для Цитирования:
Гришковец Алексей Алексеевич, Государственная гражданская служба: вопросы соотношения административного и трудового права. Часть 2. Кадровик. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: