Дискуссия между административистами и представителями науки трудового права по проблемам государственной службы идет уже не одно десятилетие. Казалось бы, точку в ней поставил законодатель, когда закрепил в ст. 73 федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» норму, согласно которой федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с государственной службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.
Однако этого не произошло, и поводов для продолжения дискуссии по-прежнему остается немало. Убедительным подтверждением этому стали третьи «Гусовские чтения», в рамках которых 1 июля 2017 г. прошел круглый стол на тему «Актуальные проблемы практики применения законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе». Напомним ее основные вехи. Можно уверенно говорить, что истоки дискуссии восходят к опубликованным в далеком 1949 г. статьям С.С. Студеникина [1] и А.Е. Пашерстника [2].
Так, известный советский административист С.С. Студеникин полагал, что государственный служащий как носитель служебных прав для осуществления государственных функций вступает в государственно-служебные отношения, а как носитель личных прав является участником трудового отношения. Государственно-служебные отношения регулируются административным правом, а трудовые (к ним ученый относил право на заработную плату, на отпуск, социальное страхование и социальное обеспечение и т.д. — Прим. авт.) — трудовым правом [1].
Таким образом, государственный служащий одновременно был участником как государственно-служебных, так и трудовых отношений. С.С. Студеникин эти отношения четко разграничивал. Сходную позицию занимал и представитель науки трудового права А.Е. Пашерстник. По его мнению, линия разграничения между трудовым и административным правом лежит в плоскости различия между положением государственных служащих (кстати сказать, в отличие от С.С. Студеникина, А.Е. Пашерстник специально оговаривался, что в его статье речь идет только о советской гражданской — да, именно о гражданской — государственной службе. — Прим. авт.) в трудовом процессе и их положением во внешней среде. Отношения с внешней средой являются областью административного права, отношения в процессе труда — областью трудового права [2].