По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.108.642

Формирование оптимального алгоритма действий работодателя при осуществлении дисциплинарного производства

Сухарев Александр Евгеньевич канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права, Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева, Российская Федерация, г. Екатеринбург, E-mail: shandor_s@mail.ru

Статья посвящена формированию работодателем на локальном уровне оптимального алгоритма дисциплинарного производства, учитывающего требования законодательства и Верховного Суда РФ об учете при применении дисциплинарных взысканий обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, его тяжести (негативных последствий для организации работодателя), предшествующего поведения работника, его отношения к труду.

При возложении на работников дисциплинарной ответственности работодатели часто сталкиваются с оспариванием примененных ими дисциплинарных взысканий в органах по рассмотрению трудовых споров. Стараясь соблюдать основные правила привлечения работников к дисциплинарной ответственности, предусмотренные в гл. 30 ТК РФ, работодатели, к сожалению, часто не учитывают важнейшие для правоприменительной практики требования ч. 5 ст. 192 ТК РФ об учете при наложении дисциплинарного взыскания тяжести дисциплинарного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен. Пункт 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 (в ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в дополнение к тяжести проступка и обстоятельствам, при которых он был совершен, требует также учета предшествующего поведения работника и его отношения к труду. Как отмечается в п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (в ред. от 24.11.2015): «Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен».

Таким образом, на практике, если приказы о наложении дисциплинарного взыскания, в том числе в виде увольнения, не мотивированны, если в их содержании или в содержании иных актов дисциплинарного производства, исходящих от работодателя (например, в акте результатов служебной проверки), не дается оценка вышеуказанных обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, то данные приказы успешно оспариваются работниками в судебном порядке.

Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен.

Так, У., заместитель директора образовательного учреждения, 3 и 4 июня 2021 г. приняла участие в работе XIV сессии Европейско-Азиатского правового конгресса «Право как ценность», состоявшейся в Екатеринбурге. Участие У. в экспертной группе правового конгресса получило высокую оценку в благодарственном письме организаторов конгресса. У. заранее проинформировала директора образовательного учреждения о приглашении его как директора и ее как заместителя директора на правовой конгресс. Какие-либо возражения по участию У. в конгрессе не были им высказаны. Тем не менее 22.06.2021 трудовой договор с У. был расторгнут по инициативе работодателя по основанию, предусмотренному п. 6. ч. 1 ст. 81 ТК РФ, за отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение двух рабочих дней (3, 4 июня 2021 г.). В документах дисциплинарного производства работодатель рассмотрел участие У. в работе правового конгресса без письменного приказа об этом как прогул, основание для расторжения трудового договора.

Для Цитирования:
Сухарев Александр Евгеньевич, Формирование оптимального алгоритма действий работодателя при осуществлении дисциплинарного производства. Кадровик. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: