Генезис группы норм о гарантиях и компенсациях можно связать с формированием в России фабрично-трудового законодательства. В Уставе о промышленном труде [1] содержались отдельные нормы, предусматривающие гарантии и компенсации. Например, взыскания, налагаемые за неисправную работу, за прогул и за нарушение порядка, в общей их сложности не должны превышать одной трети заработка, действительно причитающемуся рабочему к установленному сроку расплаты (п. 109). В Кодекс 1918 г. не был включен раздел, предусматривающий регламентацию гарантий и компенсаций, но отдельные нормы гарантийного характера тоже в нем присутствовали.
Например, согласие соответствующей профессиональной организации предусматривалось при увольнении по п. «г» ст. 46 КЗоТ 1918 г. в случае явной непригодности к работе. Вместе с тем анализ этого института трудового права следует начать с норм, содержащихся в КЗоТе 1922 г., так как впервые специальный раздел – IX «Гарантии и компенсации» – был включен в Кодекс 1922 г. С того времени и наблюдается последовательная преемственность в формировании норм этого отдельного института трудового права.
Необходимо заметить, что до сих пор сохранено название главы Кодекса и содержание отдельных включенных в нее норм. Раздел (глава) IX КЗоТ 1922 г. назывался «Гарантии и компенсации», это наименование перенесено в КЗоТ 1971 г. (глава VIII) и затем нашло закрепление в современном Трудовом кодексе (раздел VII). Посредством формирования отдельных институтов, в том числе и исследуемого, постепенно складываются и сохраняются преемственные структурные и содержательные связи трудового права как правовой отрасли.
Полагаем, здесь не стоит задаваться вопросом: почему законодатель объединил в одном разделе нормы о гарантиях и компенсациях? (В частности, А.Я. Петров высказал суждение о том, что «трудно найти научное объяснение объединению в Трудовом кодексе гарантий и компенсаций в один раздел» [2].) Эта относительно обособленная группа норм, регулирующих отношения по предоставлению гарантий в сфере труда и возмещению работникам затрат (физических, материальных и прочих), была объективно необходима.